· франшиза – это франчайзинговый пакет, который франчайзер продает франчайзи. Этот пакет обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 75 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга, например, бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлторские компании, туризм и развлечение и т.д.
В связи с большим разнообразием форм и видов франчайзинговой деятельности возникает необходимость их классификации. Франчайзинговые схемы ведения бизнеса могут быть классифицированы по двум критериям:
1. В каком виде и на какой стадии франчайзер предоставляет франчайзи товар для реализации.
2. На какой базе строится система отношений и какие льготы предоставляются покупателю франшизы.
1. По первому критерию франчайзинг можно классифицировать по четырем основным видам деятельности: в производственной и строительной области, товарный, в сфере деловых услуг и в сфере сервисного обслуживания (см. приложение 2).
1.1. Товарный франчайзинг – взаимоотношения сторон франчайзи в сфере торговли, при которых франшизодатель предает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Такого рода отношения в большинстве случаев выгоды франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта. Пример товарног франчайзинга – дилерские сети по продаже автомобилей.
1.2. Производственный франчайзинг – отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство и сбыт продукции под торговым знаком франшизодателя с использованием поставляемых им сырья, материалов или технологий. Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья, осуществляет обеспечение сырьем конечного производителя и передает права на использование этой технологии. Главная особенность и ВТО же время центральная проблема производственного франчайзинга – обеспечение требуемого качества продукции по всем предприятиям франчайзи, так как снижение качества как один из способов максимизации прибыли ведет к подрыву торговой марки со всеми вытекающими последствиями для головной компании и франчайзинговой сети в целом. Примеры производственного франчайзинга – производство прохладительных напитков «Кока-кола», «Пепси» и т.д.
1.3. Деловой франчайзинг (или франчайзинг бизнес – услуг) подразумевает продажу права на организацию малой фирмы, которая будет носить название материнской корпорации и изберет тот же профиль деятельности. При деловом франчайзинге бизнес – формат является наиболее популярным способом сетевой организационной структуры, так как наиболее комплексно охватывает практически вссе элементы производственно-хозяйственных схем и методов отчетности. Деловой франчайзинг бизнес – формата открывает для бизнеса новые возможности, предусматривает взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием технологий, ноу-хау, товарного знака, опыта предпринимательства, с учетом стратегического менеджмента.
1.4. Другие виды услуг и бизнеса (сервисный франчайзинг) – это понятие включает не только вид деятельности (предоставление, в основном, социальных сервисных услуг) и форму ее осуществления (заключение франчайзингового договора), но и способ организации взаимодействия. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей, благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи. Потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Именно указанные обстоятельства позволили сервисному франчайзингу получить широкое распространение и стать перспективной технологией ведения бизнеса.
2. Что касается второго критерия классификации – взаимоотношений франчайзера и франчайзи, то здесь различают классическую модель и такие модификации, как региональный франчайзинг, субфранчайзинг, развивающийся франчайзинг и др.
2.1. Классическая модель состоит в следующем: франчайзи напрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). При этом все франчайзи имеют одинаковый статус и заключают прямые франчайзинговые соглашения с головной компанией. В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами.
2.2. В системе регионального франчайзинга промежуточным зхвеном становится главный франчайзи, который выступает в роли франчайзера в регионе. Все привлекаемые франчайзи региона взаимодействуют с франчайзером (материнской компанией) напрямую, как при осуществлении первоначальной платы за франшизу, так и при регулярных платежах (роялти). Региональный франчайзер, не обладая необходимыми средствами или коллективом для быстрого развития, может использовать поддержку главного франчайзера, который имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и предоставлять прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. При уплате франчайзеру взносов за деятельность на территории рынка главный франчайзи получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему (рис.2).
Эта схема находит применение при освоении новых региональных рынков. Система отношений контрактная, система платежей параллельно-последовательная: главный франчайзи платит головной компании роялти (величина платежа определяется его доходами от операций с франчайзи); в ряде случаев главный франчайзи делает взносы в рекламный фонд.
2.3. В субфранчайзинге промежуточным звеном служит субфранчайзер, который, подобно главному франчайзи, осваивает региональный рынок, привлекает франчайзи, организует обучение кадров. Разница только в том, что франчайзи напрямую работает с субфранчайзером на долгосрочной основе, вступая в контакты с материнской компанией. То, что субфранчайзер может иметь неограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать субфранчайзинговые отношения, так как его дальнейшая деятельность зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и субфранчайзера. Отличие субфранчайзинга и регионального франчайзинга состоит в организации потока платежей – он становится последовательным, т.е. связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью, а ключевым звеном, определяющим успех является субфранчайзи (рис.3).