В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге и т.п.
3. Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска. Использование аутсорсинга получило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятилетия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий.
Аутсорсинг - это организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом "оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других". В настоящее время наблюдается тенденция широкого использования аутсорсинга во всех отраслях и секторах экономики. Причины, по которым компании прибегают к аутсорсингу:
· возрастающее усложнение бизнес-процессов;
· стремление получить максимальное качество выполнения бизнес-функций, но при этом сократить собственные издержки;
· возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности компании.
Реальность такова, что в западной рыночной экономике большинство инвесторов не компетентны в конкретном бизнесе, особенно связанном с реальным производством, и принимают решения, руководствуясь всего несколькими формальными критериями. Среди них – "удельный доход на одного работника". Соответственно основным побудительным мотивом для аутсорсинга является стремление открытых акционерных компаний к формальному улучшению своих экономических показателей.
4. Деятельность бтзнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор – еще одна схема кооперации, которая применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории некоторого региона, либо для развития конкретных, необходимых данному региону видов бизнеса. Бизнес-инкубатор – это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, а также обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.
Создание на базе крупных предприятий и при их поддержке бизнес-инкубаторов (производственно-технологических центров), на площадях которых будут инкубироваться малые предприятия, решает следующие задачи:
· Развитие новых технологий для крупных предприятий.
· Выполнение субподрядных работ.
· Оказание маркетинговых и консалтинговых услуг.
· Оказание сервисных услуг.
· Создание новых производств с целью создания новых рабочих мест.
Действующие на территории Российской Федерации бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Тем не менее, основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и организация новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.
Создано и действует "Национальное содружество бизнес-инкубаторов России" (НСБИ), насчитывающее по состоянию на 1 марта 2003 г. 70 организаций-членов. Возникшее в 1997 г., оно стало решать комплекс проблем, с которым пришлось столкнуться каждому бизнес-инкубатору в отдельности.
5. Франчайзинг – особая форма развития бизнеса, которая объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франчизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы - в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.
Франчайзинг в России не получил пока широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки.
Приведенные тенденции развития форм интеграции крупного и малого предпринимательства не исчерпывают всего многообразия форм сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики.
А теперь рассмотрим подробнее историю и практику применения франчайзинга в зарубежных странах.
История франчайзинга берет свое начало в Европе, а еще точнее, в средневековой Франции. Само слово «франчайз» обозначало в те времена особую привилегию или «вольность», даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарами, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов.
В истории британской экономики есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII века или продажа королем представителям знати прав взимать налоги и другие сборы на определенной территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки.[5]
В дальнейшем эта идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать франчайзы рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.
В 1840-х годах немецкие пивоварни давали такие же права некоторым тавернам и барам, разрешая им торговать своим пивом и использовать символику пивоварен.
Известен пример английских пивных пабов. В начале XIX века в Англии происходили социальные волнения, причиной которых было большое распространение алкогольных напитков. Власти приняли решение об ограничении продажи алкогольных напитков, предоставив право продавать их только владельцам постоялых дворов, купивших у властей лицензию. Большинство владельцев не имело на это средств. Этой системой прекрасно воспользовались пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая в аренду имущество, а взамен получая рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. Тем самым образовывалась система пивных пабов, или «связанных домов», в которой использовались основные принципы франчайзинга.