рефераты по менеджменту

Технологические инновации в сфере торговли

Страница
3

Иногда причины неуспеха инноваций кроятся во внеэкономических факторах – как показывают опросы, инновационная деятельность редко реализуется в виде продуманной программы. Инициаторы инноваций не всегда представляют себе весь масштаб последующих взаимосвязанных изменений, не всегда к ним готовы и не всегда в состоянии с ними справиться. В частности это происходит и в сети магазинов "Домоцентр". А в условиях финансового дефицита отвлечение оборотных средств на инновационную деятельность, результаты и эффективность которой далеко не очевидны, представляется абсолютно нецелесообразным, и поэтому нередко инвестиции в инновации замораживаются или совсем прекращаются.

Виды технологических инноваций

Структура затрат на инновации носит достаточно архаичный характер. Доля исследований и разработок в затратах на технологические инновации постоянно снижается. В 2005г. она, согласно данным ЦИСН, составила 14.2%, снизившись по сравнению с предшествующим годом почти на четверть, а в сравнении с 2003 годом – на треть. Для сравнения, в странах ОЭСР расходы на исследования и разработки составляют больше одной трети от инновационных затрат. Наиболее распространенным видом инновационной деятельности на российских предприятиях является приобретение машин и оборудования: на этот вид деятельности в 2004 году приходилось 52% суммарных затрат на инновации. В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 6.5% всех затрат на инновации (и соответственно на приобретение прав на патенты, лицензии, на промышленные образцы и полезные модели – 0.35%). Наименьший удельный вес в общем объеме инновационных затрат приходился на обучение и подготовку персонала (0.4%), а также на маркетинговые исследования (0.5%). Причем доля предприятий, проводящих работу с персоналом, а также маркетинговые исследования, в 2005 году снизилась в сравнении с уровнем 2000 года.

Руководство сети магазинов "Домоцентр" прекрасно осознает всю важность и необходимость подобных мероприятий для успешного функционирования организации, и поэтому проводит работу со своим персоналом, стремясь достичь совершенства в сфере работы с клиентом, а также проводит многочисленные маркетинговые исследования для выявления предпочтений потенциальных потребителей.

В целом, по данным ЦЭК за первое полугодие 2005 года, 75% инновационно-активных предприятий приобретали оборудование. Однако в структуре приобретаемого оборудования преобладали отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Выборочные опросы свидетельствуют также о том, что ввиду хронического дефицита средств распространенной практикой является покупка подержанного оборудования производства бывших стран-членов СЭВ, а также дешевого оборудования производства стран третьего мира. Все это говорит о том, что предприятия решают в первую очередь текущие проблемы замены изношенной техники, а не перехода на новый технологический уровень производства. В сети магазинов "Домоцентр" предпринимаются попытки реализовать именно переход на новый уровень производства, но, к сожалению, это не всегда возможно по тем же причинам, что и у других предприятий.

Об этом же свидетельствует снижение спроса на исследования и разработки, которое было зарегистрировано во всех социологических исследованиях последних лет. Вклад отраслевой науки в проектирование инноваций минимален, собственные исследования и разработки на предприятиях сворачиваются, и основным резервом остаются старые заделы и поддерживаемые на индивидуальном уровне неформальные связи между наукой и производством.

Проблему нехватки квалифицированных кадров отмечают многие предприятия, однако сложное финансовое положение не дает им возможность решать эту проблему так, как это сегодня необходимо. Сегодня около 70% руководителей малых фирм отмечают недостаток квалифицированных специалистов, и руководство рассматриваемого предприятия не является исключением. При этом примерно половина малых фирм не может позволить себе траты на повышение квалификации персонала ввиду финансовых ограничений. В среднем только одно из двадцати малых предприятий выделяет средства на образование своих сотрудников.

В области маркетинга и поиска рынков сбыта ситуация аналогична той, что сложилась в сфере подготовки кадров. На систематическую работу в этой области у предприятий нет средств, а в определенной степени нет и понимания того, насколько такая работа важна с точки зрения долгосрочных перспектив развития предприятия. Значительное число предприятий ориентируется на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок. Что касается научно-исследовательских подразделений, стремящихся найти коммерческое применение своих разработок, то и там маркетинг практически неразвит. Так, например, уже ставший нормальным явлением в научной среде свободный доступ к Интернет тем не менее практически не используется для коммерциализации результатов исследований и разработок. Как показали исследования бывших российских грантополучателей американских научных фондов, только 17% общего их числа пытаются использовать телекоммуникационные средства для поиска партнеров и коммерциализации продуктов и технологий, а в среднем по элитным научным институтам этот процент еще ниже и составляет 14% от общего числа пользователей Интернет. Руководство сети магазинов "Домоцентр" старается в меру своих возможностей пользоваться передовыми технологиями.

Коммерциализация результатов научной деятельности находится на весьма низком уровне, а связь между наукой и производством не налажена. Это влечет за собой то, что коренных изменений в технологическом уровне производства не происходит, и моральный и физический износ производственного оборудования растет. Усугубляющим ситуацию является то, что рынок интеллектуальной собственности пока еще очень слабо развит.

Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки на примере сети магазинов "Домоцентр"

Организационно-технологическая подготовка производства (ОТПП) как стадия жизненного цикла продукции (ЖЦП) включает технологическую подготовку и организационную подготовку.

Целью ОТПП на рассматриваемом предприятии является подготовка технологической и организационной документации для продвижения новой продукции.

Задачи ОТПП в сети магазинов "Домоцентр":

· анализ технологичности новой продукции;

· анализ существующих технологий, оборудования и производственных мощностей предприятия;

· разработка технологических процессов продвижения новой продукции, нестандартного технологического оборудования и оснастки, их изготовление;

· нормирование потребности в различных видах материально-технических ресурсов;

· проектирование новых производственных участков;

· заключение договоров с новыми поставщиками материально- технических ресурсов;

· расчет нормативов организации процессов;

· разработка оперативно-календарных планов запуска и выпуска продукции;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту