Сеть магазинов "Домоцентр" является как потребителем, так и производителем инноваций. В соответствии с этим, инновации, реализуемые организацией, можно классифицировать по месту в системе: инновации на входе, инновации на выходе.
Инновации на входе предполагают изменение в выборе и использовании ресурсов, машин и оборудования. Инновации на выходе предполагают изменения в продуктовой линии (ассортимент и качество продукции), услуг (в сбытовой сети), информации и т.д.
В приложении 3 приведен перечень 25 основных технологических инноваций.
2. Технологические инновации в сети магазинов "Домоцентр"
Успешное развитие любой торговой компании в России связано с решением ряда основных проблем, направленных на повышение конкурентоспособности:
· расширение сферы деятельности;
· сокращение издержек во всех звеньях рабочего процесса и др.
Решение этих проблем в значительной степени связано с инновационной деятельностью компаний.
Анализ внешних и внутренних условий, влияющих на функционирование торговой компании, показывает, что существует ряд факторов, направленных на повышение издержек производства. К числу таких факторов, в первую очередь, следует отнести ухудшение качества поставок, растущие требования к экологической безопасности, а также действующую систему учета издержек. Поэтому на сегодняшний день остро встает проблема сдерживания темпов роста издержек во всех звеньях деятельности предприятия торговли.
Использование инноваций позволяет сети магазинов "Домоцентр" решать целый комплекс задач, связанных с повышением конкурентоспособности.
В рыночной экономике конкурентоспособность компании зависит от множества факторов. Одним из таких факторов является обеспеченность ресурсами. В связи с этим перед каждой компанией встает задача прироста запасов с улучшением их качественной структуры, а также эффективное их использование. Основным показателем эффективности применения инноваций в этом случае является достижение максимального результата (прироста рентабельных в данных экономических условиях запасов). Другим фактором повышения конкурентоспособности является увеличение доли рынка продукции. Эта проблема решается, если компания использует инновации для доступа к новым продуктам, а также инновации в области маркетинга и сбыта.
Сеть магазинов "Домоцентр" имеет достаточно высокие рейтинги конкурентоспособности на региональном рынке. Достичь этого стоило ей немалых усилий. Сейчас у организации налажены стабильные отношения с поставщиками, она занимает значительную долю рынка и продолжает развиваться и совершенствоваться, предлагая покупателю все более широкий ассортимент товаров, более высокое качество услуг. Конечно, такого стабильного положения на рынке можно добиться только при помощи внедрения инноваций. Помимо продуктовых инноваций, значительный эффект в свое время оказала компьютеризация деятельности организации. Новые технологии позволяют существенно ускорить как процесс обслуживания покупателей, так и процессы внутреннего учета и отчетности на рассматриваемом предприятии.
Российские предприятия торговли в последнее время уделяют повышенное внимание к инновациям, обеспечивающим технологическое развитие и рост конкурентоспособности. Технологическое обновление производства, осуществляется за счет внедрения новой техники и технологии, созданной как в собственной научно-технической сфере компании, так и приобретенной на рынке. В приложении 4 приведена схема превращения новшеств в инновации.
Эксперты выделяют общие для отраслей факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности. Данные факторы отражены в приложении 5.
В рамках опросов инновационно-активных предприятий, ежегодно проводимых Центром исследований и статистики науки Минпромауки РФ, трижды (в 2000, 2003 и 2005г.г.) осуществлялась оценка факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности. Руководители предприятий оценивали их относительную важность и степень влияния на инновационную активность. Полученные статистические данные верны и применительно к рассматриваемой организации. Основные факторы, ранжированные по уровню влияния, представлены в приложении 6.
Главными факторами, препятствующими инновационной деятельности, были и остаются финансовые - недостаток собственных денежных средств, а также финансовой поддержки со стороны государства. В других исследованиях вторым по важности фактором называются неприемлемые условия кредитования – что тоже является финансово-экономическим показателем. Как следует из представленных данных, низкая инновационная активность вызвана, по мнению предприятий, в первую очередь экономическими, а не производственными причинами. Вместе с тем такой производственный показатель, как низкий инновационной потенциал предприятия, переместился в списке факторов с седьмого (в 2000 году) на четвертое (в 2005 году) место. Это косвенно подтверждает факт разрушения производственной базы предприятий и устаревания имеющегося у них оборудования.
Интересно изменение в сети магазинов "Домоцентр" рейтинга таких факторов, как низкий платежеспособный спрос, низкая квалификация персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры, законодательно-правовой базы, а также рынка технологий. Выявляемая смена приоритетов вполне коррелирует с теми объективными параметрами инновационной деятельности, которые были рассмотрены в предыдущем разделе.
Если в законодательной области происходят положительные сдвиги, что сразу отмечается в виде снижения актуальности данного параметра, то в области развития инновационной инфраструктуры ситуация обратная. Темпы ее развития явно отстают от потребностей текущего времени, и поэтому недостаточное развитие инфраструктуры становится фактором, все более тормозящим инновационную деятельность. То же можно сказать и об уровне развития рынка технологий. Поскольку, как показывают табличные данные, платежеспособный спрос уже не является столь тормозящим фактором, как это было несколько лет назад, можно ожидать, что действие таких факторов, как неразвитость рынка технологий и недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, будет только усиливаться. Одновременно все более осознается недостаточная квалификация персонала в "Домоцентре" – фактора, отражающего в свою очередь смену требований к уровню научного потенциала, обеспечивающего создание новых разработок и продуктов. В то же время, как это было показано ранее, предприятия не имеют возможности вкладывать необходимые средства в маркетинговую деятельность и переподготовку своего персонала.
В целом следует отметить, что грань между факторами, способствующими и препятствующими инновациям, очень тонкая. Бывает так, что то, что первоначально сдерживает инновационную деятельность, в определенной момент времени превращается в стимул для ее развития. Так, например, в начале 90-х предприятия оценивали как положительный фактор снижения влияния государства и министерств на их деятельность; затем оценки сместились, и теперь уже более популярной стала точка зрения о необходимости разумного регулирования инновационного процесса со стороны федеральных и местных властей.