Из рассмотренных выше примеров можно сделать вывод, что тренинг рабочей силы – основная задача системы обучения и, что именно производство – наиболее подходящее место для проведения тренинга.
В развитии внутрифирменного обучения за рубежом большую роль играет тесная зависимость между уровнем образования, профессиональным статусом и уровнем жизни работника. Так, в США в среднем почти половина изменений величины заработка у каждого работника (разницы между низшим и высшим уровнем заработка в течение трудовой жизни) определяется базовым и трудовым обучением. Обучение на производстве значительно влияет на заработную плату. У лиц, получивших такое образование, заработок увеличивается примерно на 25%, не говоря уже о возможности продвижения по службе или получения более выгодной работы. Влияние этого фактора более длительно. Так, если воздействие школьного образования ощущается в течение 8 лет, то обучение на рабочем месте – в течение 13.
В крупных зарубежных фирмах отделы подготовки кадров, как правило, обеспечивают менее половины объёма формального обучения, в основном оно осуществляется непосредственно на рабочем месте. Это – кружки качества, целью которых является повышение квалификации, обучение передовым методам производства. Их работа начинается с систематического обучения всех его членов качественной работе, причём сюда входит весьма широкий круг вопросов – организация и технология производства, его экономика, различные аспекты управления (методы статистического контроля качества и регулирования технологических процессов, функционально-стоимостного анализа, обсуждение проблем и принятие решений, сбор и анализ производственной информации), анализируются производственные процессы и хозяйственные ситуации. Руководители кружков – инженеры, управляющие, дают профессиональные советы, консультируют, при необходимости ведут занятия по конкретным темам. Обучающиеся обеспечиваются необходимой информацией, обмениваются опытом. В затраты на организацию такого вида подготовки входят также оплата расходов на проезд и проживание участников семинаров, приглашение внешних консультантов, расходы на учебное оборудование, методические пособия и материалы [24, с. 149].
Особое внимание обучению непосредственно на производстве уделяется при профессиональной подготовке молодых рабочих и начинающих руководителей. Это особенно характерно для Японии, где выпускники университетов и кадровые рабочие, имеющие общеобразовательную подготовку, получают профессиональные знания преимущественно уже на производстве. Например, молодые выпускники японских университетов, прежде чем получить назначение на управленческую должность, работают несколько лет в заводских цехах в качестве рабочего или мастера. Подобная практика повышает техническую компетентность, облегчает понимание будущими специалистами – руководителями реальных проблем производства. Многие исследователи считают, что именно за счёт эффективно организованного производственного обучения японские фирмы достигли значительных успехов.
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в ООО «Универсал Сервис»
Полное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Универсал-Сервис».
Сокращенное наименование: ООО «Универсал-Сервис».
Целью общества является извлечение прибыли.
Основными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) Перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров;
2) Ремонт машин и механизмов;
3) Изготовление запасных частей и деталей;
4) Ремонт автомобильных шин и камер;
5) Изготовление ремонтно-технических изделий;
6) Производство и реализация строительных материалов и конструкций;
7) Создание и организация учебных пунктов для подготовки и переподготовки кадров водителей автомобильных категорий В, С, Д, Е;
8) Организация платных автомобильных стоянок для населения и организаций;
9) Товарно-складские услуги;
10)Ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы;
11)Коммерческая деятельность;
12)Торгово-закупочная деятельность.
Таблица 2.1
Основные показатели деятельности предприятия за последние 3 года
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Отклонение 2009 к 2008 г. | |
Абсол., тыс. руб. |
% | ||||
Стоимость предоставленных услуг, руб. |
4126336 |
4139896 |
4167066 |
40730 |
100,6 |
Численность работников, чел. |
150 |
170 |
220 |
5 |
108,8 |
Производительность труда, руб. на 1 чел. |
27508,9 |
24352,3 |
18941,21 |
-5411,09 |
77,7 |
Производственные затраты, руб. |
4099336 |
4107896 |
4114066 |
6170 |
100,2 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
16542 |
18275 |
19682 |
1407 |
107,7 |
Прибыль от представляемых услуг, тыс. руб. |
27000 |
32000 |
53000 |
21 |
165,6 |
Рентабельность, % |
0,659 |
0,779 |
1,288 |
0,509 |
165,3 |
Основные экономические показатели деятельности учреждения характеризуют тенденцию увеличения стоимости предоставляемых услуг в 2009 году на 100,6% по отношению к 2008 году при одновременном увеличении численности работников на 108,8%, что отразилось на уменьшении производительности труда на 77,7% в 2009 году по отношению к предыдущему 2008 году.