Проект КНПиНХЗ, имеет федеральное значение, поскольку нацелен на развитие в РТ высокотехнологичной экономики нового типа и представляет пример государственно-частного партнерства. Реализация проекта позволит отработать механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения новых технологий, дающих общефедеральный эффект. Одновременно будут созданы условия для развития малого и среднего бизнеса в области переработки полимеров, что в свою очередь обеспечит существенный рост объемов внутреннего регионального продукта. Тяжелые нефтяные остатки будут использоваться для выработки электрической и тепловой энергии для собственных нужд предприятия (технология когенерации).
Энергоёмкое производство не только будет утилизировать свои отходы, но и полностью обеспечит себя электроэнергией. Поддержка проекта Правительством РФ предусматривает, в частности, решение следующих вопросов:
- финансирования из Инвестиционного фонда РФ объектов нфраструктуры;
- освобождения от таможенных пошлин на импортное оборудование;
- выделения субсидий на дополнительные капитальные затраты, связанные с переработкой высокосернистой нефти;
- дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его качества.
26 июля 2006г. Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, возглавляемая министром экономического развития и торговли, поддержала решение Государственной инвестиционной комиссии РФ о выделении 16,5 млрд. рублей (с учётом НДС) на строительство объектов инфраструктуры комплекса, включающих в себя реконструкцию продуктопровода протяжённостью 128 км, строительство нефтепровода (117,3 км) и внешних железнодорожных путей общей протяжённостью 28,5 км.(таблица 4).
По состоянию на начало апреля 2007г. с начала строительства КНПиНХЗ освоено 6,5 млрд руб. Новый проект уже получил поддержку Минпромэнерго, Минэкономразвития РФ, а также трех крупнейший компаний страны -"Российские железные дороги", "Транснефтепродукты" и "Транснефть". На сегодняшний день завершен тендер по всем 22 лицензионным нефтеперерабатывающим и нефтехимическим технологиям комплекса - подписано 13 контрактов с 11 зарубежными компаниями из пяти стран мира
Таблица 4 - Затраты на развитие инфраструктуры КНПиНХЗ
Наименование объектов |
Сумма затрат (с НДС), млрд. руб |
Нефтепровод (7 млн. тонн нефти/год) |
7,2 |
Продуктопровод (дизельное топливо) |
5,2 |
Железнодорожный транспорт |
4,1 |
Общая сумма |
16,5 |
Реализация проекта создаст целый ряд каскадных макроэкономических эффектов, связанных, прежде всего, с развитием малого и среднего бизнеса за счет создания широкой сети производств малой химии по переработке нефтехимического сырья, производимого на КНПиНХЗ, в конечную продукцию. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней с учетом акцизов составят около $465 млн. в год. В период строительства и эксплуатации КНПиНХЗ дополнительно будут созданы, соответственно 8000 и 3000 рабочих мест.
Размещение предприятий малотоннажной химии в экономически слабых муниципальных образованиях республики, где остро стоит проблема занятости населения, полностью соответствует принятой в РТ концепции по поддержке и развитию депрессивных районов за счет наращивания их промышленного потенциала. Строительство КНПиНХЗ даст также импульс развитию отраслевой науки, проектных организаций, стимулирует работу предприятий стройиндустрии, химического машиностроения и транспорта.
Таблица 5 - Доля КНПиНХЗ в инвестиционных проектах РТ
Объект инвестирования |
Сумма, млн. долл. |
Удельный вес по проектам НГХК, % |
Удельный вес в общем объёме инвестиционных проектов, % |
КНПиНХЗ, (без инфраструктуры) |
3200 |
53,8 |
16,3 |
КНПиНХЗ, (с инфраструктурой) |
4817,7 |
81,0 |
24,5 |
Как видно из таблицы 5, на долю КНПиНХЗ приходится до 81% проектов НГХК, внесённых в Реестр инвестиционных проектов МТ РТ. Кроме того, КНПиНХЗ охватывает сегмента НГХК: нефтепереработку и нефтехимию. Таким образом, инвестиционный мегапроект КНПиНХЗ является ключевым фактором, определяющим развитие НГХК РТ.
В качестве бизнес-стратегии как инструмента антикризисного развития компании нами было решено выбрать SWOT-анализ, позволяющий получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке. Именно при помощи SWOT-анализа возможно оценить не только выпускаемую продукцию (на что, в основном, ориентированы другие виды анализа), но и непосредственно саму компанию, ее слабые и сильные стороны по различным критериям.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Подробно особенности проведения SWOT-анализа были рассмотрены в параграфе 1.3 данной работы.
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализа нам будет необходимо: - определить основное направление развития предприятия, его миссию;
- взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать, применив SWOT-анализ;
- поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности, т.е. определить стратегические цели предприятия.
Проведение SWOT - анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы занесем сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.