Занимаются планированием менеджеры всех уровней, которые планируют распределение ресурсов и работу других сотрудников фирмы в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность.
Планирование не гарантирует избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные си- туации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается.
Планирование дает фирме имеет следующие преимущества:
План отражает систему ценностей и взгляды руководства фирмы, его видение будущего, которое помогает сориентировать персонал фирмы в нужном направлении.
План опирается на исходную ситуацию и описывает ограничения, накладываемые внешней средой. Это делает планируемые результаты более осмысленными для менеджеров.
План является инструментом координации, который обеспечивает согласование целей и выработку компромиссов на базе объективных критериев.
План облегчает контроль за деятельностью фирмы, позволяет оценивать расхождение между целями и результатами.
План повышает готовность фирмы реагировать на непредвиденные изменения, при условии, что на стадии планирования проводился анализ возможных изменений.
План способствует более жесткому управлению фирмой, основанному не на импровизации, а на нормах, бюджетах и графиках.
Итак, главное преимущество планирования - оно повышает готовность фирмы реагировать на изменения внешней среды. Причины развития ВФП в рыночных условиях:
самостоятельность хозяйствующих субъектов;
развитие и обострение конкуренции;
обострение проблем сбыта продукции, изменение как направлений сбыта, так и роли потребителя в процессе реализации продукции;
усиление давления внешнего рынка и процессов глобализации экономики;
увеличение степени неопределенности рыночной конъюнктуры и другими причинами.
В этих условиях план и рынок объективно сосуществуют: план внутри фирмы, рынок - за ее пределами.
Однако система внутрифирменного планирования постоянно развивается по мере развития конкуренции, растущей нестабильности и все меньшей предсказуемости будущего. Эволюция систем ВФП показана в табл. 1.1, составленной по данным И. Ансоффа [с. 46, 48].
Таблица 1.1 - Сравнительные характеристики систем планирования и управления
Стадии Параметры |
Бюджет \ контроль |
Долгосрочное планирование |
Стратегическое планирование |
Стратегический менеджмент |
Допущения |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются - экстраполяция |
Новые явления \ тенденции предсказуемы |
Частичная предсказуемость по слабым сигналам |
Тип изменений |
Медленнее реакции |
Сравним с реакцией фирмы |
Быстрее реакции фирмы | |
Процесс |
Циклический |
Реальное время | ||
Основа Управления |
Контроль отклонений |
Предвидение роста, комплексное управление |
Изменение стратегических основ и возможностей |
Учет развития рынка и внешней среды |
Акцент в Управлении |
Стабильность \ реактивность |
Предвидение |
Исследование |
Творчество |
Период |
С 1900 г. |
с 1950-х гг. |
с 1970-х гг. |
с 1990-х гг. |
Применительно к России дополнительно следует сказать о смене парадигмы планирования, связанной с переходом к рыночным условиям (табл. 1.2), которая определяет сложности развития ВФП на российских предприятиях.
Таблица 1.2 - Сравнение подходов к планированию
Административная система |
Рыночная система |
Методику планирования определяет государство |
Методику планирования определяет сама фирма |
Производство плановой продукции, гарантированный сбыт |
Самостоятельный поиск заказчиков и потребителей |
Итерационное согласование планов с вышестоящими органами управления |
Взаимодействие фирмы с внешней средой |
Максимальное использование ограниченных и централизованно распределяемых ресурсов |
Формируются рынки ресурсов, но степень их развития разная |
Дискретный характер планирования |
Непрерывный характер планирования |
Ориентация - на внутренние возможности Основа - планирование производства |
Ориентация - на внешнюю среду Маркетинг как основа планирования |
Фирма как объект планирования обладает следующими свойствами, которые определяют методологические посылки внутрифирменного планирования:
- является сложной системой, обладающей свойствами целостности и иерархичности;
-имеет специфические свойства, присущие социально-экономическим системам: целенаправленность (наличие цели функционирования фирмы), управляемость и непрерывность функционирования фирмы, ее адаптивность;
-характеризуется наличием внешней среды, в которой могут быть выделены контролируемые и неконтролируемые факторы.
Соответственно, методологическими посылками ВФП являются его системность, иерархичность, социально-экономический характер, взаимодействие с внешней средой.
Иерархичность и системность ВФП проявляется в следующем:
Одновременно принимаются решения с различными горизонтами планирования и временными рамками реализации.