Статистика
Озон имеет договоры более с чем 30 поставщиками книг. На 18 мая 2000 года в каталоге магазина, который можно целиком скачать в текстовом формате, значилось 10271 книги, 1692 видеокассеты и 139 DVD - дисков. В прошлом году открылась секция периодики, где можно приобрести 87 различных журналов, от глянцевого "Cosmo" до отечественного "За рулем". Если учесть старые номера, вплоть до 1991 года, получится 182 журнала. Ежедневно магазин посещают до 9000 человек, оформляется более 150 заказов. По заявлению представителей компании месячный доход от продаж достигает 70,000 долларов, месячный оборот летом 1999 года составлял 15,000 долларов, что, в свою очередь, в 3 раза выше, чем показатель за тот же период прошлого года. Оборот за 1999 год составил примерно 350 тысяч долларов. По заявлениям руководства компании это треть всех онлайновых продаж книг в России. Осенью 1999 года магазин имел более 23.5 тысяч зарегистрированных пользователей (регистрация необходима для того, чтобы сделать заказ, и может служить оценкой сверху для числа покупателей). Факт, который привлек мое внимание - значительная часть покупателей сделала заказы из-за рубежа. Согласно оглашенной статистике, в первой половине 1999 года 59% пользователей находилось в России, 17% в США, 8% в Израиле и 4% в Германии. Примерно 16% всех продаж пришлось на заказы из-за рубежа. По данным компании около 36% покупателей - постоянные, то есть совершили более одной покупки. Максимальное количество заказов на одного клиента - восемь.
За 1999 год Amazon продал книг на 1.31 миллиарда долларов. В ассортименте Amazon 13 миллионов книг, видео, DVD дисков. Согласно отчету компании за первый квартал 2000 года, Amazon.com, Inc. обслужил более 20 миллионов клиентов в более чем 150 странах мира.
Основным конкурентом американского Amazon является оффлайновый книжный магазин Barnes&Noble, который открыл свое представительство в виртуальном мире. Один из самых крупных и известных в столице книжных магазинов, Библиоглобус, также имеет свой сайт в Интернет. Как и в случае с американскими книготорговцами, преимущество виртуального конкурента над традиционным в Интернет-пространстве очевидна. Например, рейтинговое агентство "Эксперт РА" в своем рейтинге "Интернет-Коммерция - 50" поставил Библиоглобус всего лишь на 22-23 место, тогда как Озон занимает в рейтинге вторую позицию. На первом месте фигурирует другой книжный магазин, Co@libri. Озон проигрывает лидеру, чей рейтинг условно равен 140 всего 2 очка, обходя его почти по всем позициям - по оценке торговой системы, по системе оплаты, и рейтинге службы доставки, при одинаковом уровне потенциального охвата. Единственная позиция, где Озон получил нулевой рейтинг, это информационная открытость.
Семнадцатого марта 2000 года холдинг Ru-Net заплатил владельцу магазина, компании Рексофт, 1.8 миллиона долларов за 50% плюс одна акция и заявил о намерении вложить еще 1.2 миллиона долларов до конца года, доведя свои инвестиции в проект до 3 миллионов долларов. Сделка подразумевает, что расчетная капитализация Озон составляет около 3.6 миллиона долларов или 6 миллионов, если считать, что обещанные 1.2 миллиона поступят в уплату за приобретенный пакет. В своих комментариях представители Рексофт заявили, что стоимость проданного пакета на самом деле выше цены сделки, учитывая стремительные темпы роста доходов. По ценам закрытия 17 марта капитализация Amazon составила 22.80 миллиарда долларов. Таким образом, мы получаем, что Amazon стоит примерно столько же, сколько стоят 6333 Озон'ов, и 3800 Озон'ов, если цена пакета была 3 миллиона долларов.
Попытаемся теперь получить приблизительную оценку магазина другим способом, сравнив его финансовые показатели с результатами Amazon.com.
Очевидный выбор параметра сравнения - продажи. За 1999 год Озон получил от продаж 350 тысяч долларов, Amazon около 1,310 миллионов долларов. Поделив 1.31 миллиарда на 350 тысяч, получим отношение порядка 3743, то есть примерно 3.05 миллиона долларов за 50%-пакет. Это согласуется с большей из двух цен, фигурирующих в сообщении о сделке.
Попробуем понять логику действий инвестора "купившего" 50% компании Ozon за 3 млн. долларов. Для этого необходимо оценить динамику инвестиции. Отношение цены компании к годовым продажам, показатель P/S оказалось для Озон и Amazon примерно одинаковым, на уровне 17.5. Западные Интернет компании, многие из которых убыточны, оцениваются именно по показателю P/S. Согласно последним доступным данным ежемесячные продажи Озон достигли 70 тысяч долларов. Предполагая неизменность объема продаж, в 2000 году компания должна получить доход в размере 840 тысяч долларов. Умножая эту цифру на 17.5, мы получим оценку стоимости компании на конец 2000-го года 14.7 миллиона долларов. Если же тенденция к трехкратному росту доходов сохранится, то оценка вырастет в 2 раза до 30 миллионов долларов. Это оценка, выведенная из сравнения соответствующих показателей торгуемой на рынке компании Amazon и неторгуемой - Озон.
Средний объем годовых продаж Озона на момент совершения сделки мог быть оценен в 500 тыс. долларов, принимая во внимание темпы роста годового оборота компании (что может быть получено, например, усреднением месячных продаж в 15 тысяч летом 1999 года и 70 тысяч зимой 2000-го года). Это дает нам "договорную" цену Озона на уровне 6 годовых продаж. По-видимому, спрэд между "расчетным" значением показателя P/S = 17.5 и "договорным" P/S = 5-6 характеризует уровень интереса западных инвесторов при покупке проектов такого сорта в России.
Заключение
Фактически, Озон стоит как российское подразделение Amazon. Это довольно лестная оценка, если принять во внимание большее разнообразие ассортимента американского магазина и наличие у российского магазина сильных онлайновых конкурентов. К преимуществам российского предприятия можно отнести громадный потенциал роста рынка электронной коммерции в нашей стране. По оценкам различных агентств в России сейчас 5 миллионов Интернет-пользователей и 36 миллионов человек собираются подключиться к сети в ближайшие 2 года. Значительная часть клиентов российского магазина находится за рубежом, в странах, где Интернет стал такой же обыденной вещью как телефон.
Как показывает пример Озона, в общем и целом, российские Интернет-проекты стоят сравнимо с американскими. Важный вывод состоит в том, что на данный момент не существует никакого дисконта российских Интернет-компаний по отношению к западным предприятиям, обусловленного политическими рисками, или неадекватностью нашей отечественной системы бухучета и финансовой непрозрачностью, типичной проблемой компаний традиционного сектора, тех же Газпрома и Лукойла. Причина "конкурентоспособности" Рунет-экономики в том, что материальные активы имеют в электронной коммерции несравнимо меньшее значение, чем в традиционном секторе, а оценка работоспособности нематериальных активов, может быть проведена на основе сравнения с публично торгуемыми западными компаниями.