Изменение себестоимости продукции происходит под влиянием объема продаж и структуры расходов, поэтому важное значение имеет факторный анализ себестоимости продукции.
Проведем факторный анализ себестоимости на основе переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.
Переменные расходы включают: сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату рабочих-сдельщиков. Эти расходы прямо зависят от объема выпуска продукции. В 2006 году переменные расходы составили - 116011 тыс. руб., в 2007 году - 29422 тыс. руб.
Постоянные расходы включают в себя: заработную плату управленцев и обслуживающего персонала, работающего на повременной оплате труда, амортизацию, а также минимально необходимые материальные затраты для функционирования предприятия.
В 2006 году постоянные затраты составили - 2545 тыс. руб., в 2007 году - 2891 тыс. руб.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
(3)
где Ci - себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi - постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
bi - переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;
<VBПi - объем выпуска i-гo вида продукции.
Используя эту модель и данные таблицы 16, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.
Таблица 15 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости
Наименование |
2006 |
2007 |
Абсолютное изменение |
1. Количество продукции, ц. |
54682 |
111122 |
56440 |
2. Себестоимость, тыс. руб. |
18556 |
32313 |
13757 |
3. Переменные расходы, тыс. руб. |
16011 |
29422 |
13411 |
4. Постоянные расходы, тыс. руб. |
2545 |
2891 |
346 |
5. Себестоимость 1 ц. продукции, руб. |
339,3 |
290,8 |
-48,5 |
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет
ΔСобш = С1 - С0 = 290,8 - 339,3 = - 48,5 руб.,
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции
ΔСVBП = Сусл1 -С0 = 315,7 - 339,3 = - 23,6 руб.;
суммы постоянных затрат
ΔСа= Сусл2 - Сусл1 = 318,8 - 315,7 = 3,1 руб.;
в) суммы удельных переменных затрат
ΔСb = С1 - Сусл2 = 290,8 - 318,8 = - 28 руб.
Переменные и постоянные расходы на 1 ед. продукции (1 кг) составят для 2006 года.
Переменные: 16011 тыс. / 54682 = 292,8 руб.
Постоянные: 2545 тыс. / 54682 = 46,5 руб.
Общая себестоимость: 292,8 + 46,5 = 339,3 руб.
Для 2007 года:
Переменные: 29422 тыс. / 111122 тыс. = 264,8 руб.
Постоянные: 2891 тыс. / 111122 тыс. = 26,0 руб.
Общая себестоимость: 264,8 + 26,0 = 290,8 руб.
Из приведенных расчетов видно, что переменные расходы снизились на 28 руб., постоянные снизились на 20,5 руб., общая себестоимость 1 ц. продукции в 2007 году снизилась на 48,5 руб.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели
Снижение общей себестоимости 1 ц. продукции вызваны значительным увеличением объемов производства в 2007 году.
Таким образом, основным фактором снижения себестоимости является увеличение объемов производства продукции за счет увеличения урожайности.
Для того чтобы иметь представление о ценообразовании в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовую политику предприятия.
Цели ценовой политики в ЗАО "Агрофирма Павловская нива":
Достижение заданного уровня прибыли (либо рентабельности капитала).
Стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.
Расширение доли рынка.
Максимизация прибыли (либо рентабельности капитала).
Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Формируют ценовую политику в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в несколько этапов. На первом этапе они формируют стратегические цели, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями являются проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр. На втором этапе реализуют выбранную стратегию при помощи решения задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр. Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это конкретные практические меры по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используют для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. В ЗАО "Агрофирма Павловская нива" к числу таких мер относят установление скидок и надбавок к ценам. И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.
Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой, с одной стороны, и покупками потребителей и их представлениями, с другой. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определена тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Покупателя интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), продавца - стоимость, обусловливаемая затратами предприятия.
Главной задачей отдела цен и ценовой политики ЗАО "Агрофирма Павловская нива" является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.