При анализе коэффициентов финансовой устойчивости было выявлено значительное их отклонение от нормативных показателей. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что компания находится в большой зависимости от заемного капитала. В целом такая зависимость отражает специфику деятельности предприятия. Для беспрерывного процесса торговли необходимы постоянные свободные средства для закупки новой продукции и выставления ее в продажу, однако после получения товара от поставщика и предоставления его оптовым покупателям или в розничные магазины необходимо время на обратный возврат средств, на получение прибыли. Процессы оплаты продукции поставщикам и поступление прибыли от реализации этой продукции не совпадают во времени, что отражено в балансе предприятия как за 2007, так и за 2008 годы – присутствует значительный объем дебиторской задолженности за товары, составляющий около 50% объема принятых компанией кредитных обязательств. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что отклонения коэффициентов является следствием специфики деятельности предприятия, такая зависимость от заемных средств является рискованной для компании. Чтобы изменить полученные соотношения заемного и собственного капитала, можно внедрить изменения по условиям оплаты с оптовыми покупателями, переведя их на условия предоплаты, вторым вариантом повышения финансовой устойчивости может стать договор с поставщиками о возможностях отсрочки платежа с таким расчетом, чтобы компания к оговоренным с поставщиками срокам оплаты уже могла получить прибыль от реализации продукции.
Коэффициенты оценки платежеспособности характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности. По результатам оценки коэффициентов данной группы необходимо сделать вывод о том, что в целом предприятие платежеспособно, о чем свидетельствует нахождение в пределах нормы коэффициентов промежуточной и текущей платежеспособности, однако в связи с тем, что предприятие все свои свободные средства реинвестирует в осуществление закупки новых партий товара, на балансе наличные денежные средства практически отсутствуют у предприятия, что отразилось на коэффициентах абсолютной платежеспособности компании.
Показатели эффективности хозяйствования отражают соотношение полученного эффекта от деятельности с затратами и ресурсами, использованными для получения этого эффекта. В результате расчетов по этой группе показателей и их сравнения на начало и конец изучаемого периода были обнаружены значительные отклонения значений по исследуемым периодам. Коэффициенты на начало периода имеют нулевое значение, что означает, что компания, получив доход от реализации продукции смогла только рассчитаться по обязательствам перед своими контрагентами, но при этом не получила прибыли. Коэффициенты 2008 г. характеризуются положительными значениями, что связано с ростом прибыли компании.
Таким образом, в результате анализа финансовой отчетности компании мы можем сделать вывод, что компании необходимо повысить свою финансовую устойчивость и прибыль. Достичь данных результатов компания может за счет снижения себестоимости продукции, что может быть достигнуто благодаря проведению переговоров с поставщиками и оптимизации бизнес-процессов, связанных с доставкой товаров от поставщика непосредственным потребителям продукции, а также улучшению условий оплаты продукции.
При прохождении практики в концерне «Европродукт» были выявлены следующие проблемы в системе менеджмента компании:
1) проблемы организационной структуры компании – в компании отсутствуют внутренние документы, которые могли бы регламентировать взаимодействие между подразделениями. В связи с отсутствием таких документов усложнены горизонтальные взаимодействия между подразделениями сертификации, розничного департамента, оптового департамента и импортного департамента. В связи с тем, что подразделения не получают своевременно необходимую информацию, время на доставку импортной продукции увеличивается, таким образом отсрочивая момент появления товаров в супермаркетах. В некоторых случаях продукция является сезонной, тогда несвоевременность поставки приводит к существенным потерям для компании. Были предложены документы по регламентации взаимодействия между подразделениями, а также усовершенствованный алгоритм бизнес-процесса, связанного с размещением заказов и сертификацией импортной продукции.
При анализе организационной структуры компании были выявлены дублирования функций как внутри одного подразделения, так и между различными департаментами. Основной проблемой является отсутствия разграничения четких диапазонов ответственности, как между подразделениями, так и между отдельными работниками. Было внесено предложение пересмотреть должностные инструкции отдельных работников и положения о работе подразделений.
2) снижение спроса на продукцию – данная проблема связана со снижением покупательной способности населения. Падение курса национальной валюты по сравнению с курсом доллара привело к повышению цен на импортную продукцию, в то время как более 75 % продукции, предлагаемой концерном, является импортной. Компании было предложено максимально переориентироваться на отечественных поставщиков, что позволит снизить расходы на приобретение продукции и соответственно снизить цены на товары. Снижение цен должно привести к повышению спроса на продукцию.
3) ухудшение условий работы с некоторыми поставщиками – в связи с нестабильностью экономическим кризисом, охватившим все страны, многие поставщики требуют изменения условий оплаты с отсрочек платежа на предоплаты. Предложены альтернативные варианты расчетов с поставщиками, которые могли бы удовлетворить обе стороны взаимодействия.
Выводы
Компания «Европродукт» является положительным примером успешного управления, нацеленного на инновации и развитие, именно поэтому эта компания занимает лидирующие позиции на рынке и не вызывает сомнений ее скорое появление на зарубежных рынках. Философия компании состоит в постоянном обучении и совершенствовании, поэтому в концерн постоянно приглашаются зарубежные бизнес-консультанты, специалисты по тренингам и программам повышения квалификации для персонала.
Считаю прохождение практики на данном предприятии полезным для студентов специальности менеджмент ВЭД, поскольку компания активно занимается внешнеэкономической деятельностью, что позволяет на практике применить теоретические знания, полученные в вузе.