Для начала определим долевое соотношение рынков исследуемой фирмы и конкурента. Полученные данные представим в таблице 2.
Таблица 2
Долевое соотношение рынков
Наименование продукции | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Фирма |
7,75 |
22,51 |
12,02 |
15,57 |
5,12 |
9,98 |
20,41 |
4,73 |
2,68 |
Конкурент |
21,57 |
13,22 |
10,61 |
29,71 |
8,53 |
17,24 |
11,47 |
7,79 |
7,02 |
Далее необходимо рассчитать:
1. Темп роста рынка для каждого предприятия;
2. Относительную долю предприятия на рынке;
3. Долю каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия;
4. На основе полученных данных построить матрицу BKG.
1. Расчет темпов роста рынка.
Размер темпов роста рынка характеризует изменение объема реализации и рассчитывается по каждому виду продукции через индекс темпов роста, который определяется как отношение объема реализации за текущий период к объему реализации за прошлый период.
2. Расчет относительной доли, занимаемой предприятием на рынке.
Она определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы.
3. Расчет доли каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия.
Определяется по каждому виду продукции как отношение объема реализации за текущий период к общему объему реализации за текущий период. Расчет производится в %.
В результате расчетов получим следующие данные (табл. 3).
Таблица 3
Расчетные данные
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Темп роста |
1,01 |
1,12 |
0,82 |
0,83 |
0,55 |
1,04 |
1,29 |
0,11 |
0,64 |
Относительная доля предприятия |
0,36 |
1,70 |
1,13 |
0,52 |
0,60 |
0,58 |
1,78 |
0,61 |
0,38 |
Доля каждого вида продукции в общем объеме реализации |
11,52 |
25,7 |
12,45 |
10,07 |
7,95 |
10,73 |
10,6 |
7,15 |
3,84 |
Общий объем реализации |
75500 |
4. На основе рассчитанных данных построим матрицу Boston consulting Group (BCG).
В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции применяется средний индекс темпов роста рынка, равный 1, и средняя величина относительной доли рынка. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации.
ТРР
2
1
ОДР
0,9 1,8
Рис. 2. Матрица Бостонской консультационной группы фирмы «Фарма-мебель»
В соответствие с данной матрицей необходимо сформировать портфельную стратегию фирмы.
Построив матрицу Бостонской консультационной группы фирмы «Фарма-мебель» по каждому виду продукции можно сделать следующие выводы:
Ø Товары № 1, 6 попали в квадрант «Знаки вопроса». Это новые продукты, которые могут оказаться очень перспективными, но они нуждаются в существенной финансовой поддержке центра. Пока эти продукты ассоциируются с большими отрицательными финансовыми потоками, остается опасность, что они не смогут стать товарами-«звездами».