Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.
Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний.
Под технологической стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, определяющих, во-первых, технологический тип предприятия и, во-вторых, тип технологической динамики предприятия.
Другими словами, технологическая стратегия – это стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.
Технологическая стратегия состоит в определении позиций предприятия в области исследований и разработок новых технологий и товаров, определении и усилении конкурентных преимуществ за счет владения патентами и ноу-хау, особенностей в работе с лицензиями при их покупке и продаже.
Перечень видов и вариантов технологической стратегии предприятия:
1. Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия»);
2. Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип»);
3. Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип»);
4. Обновление технологии на базе собственных результатов НИОКР;
5. Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР;
6. Обновление технологии с учетов технологических разрывов.
При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия, т. е. учет товаров-заменителей – изделий, производящихся по совершенно иной технологии, чем выпускаемые предприятием сейчас, но удовлетворяющие сходные функциональные потребности покупателя.
Технологическая стратегия, как одна из составляющих общей стратегии развития организации должна действовать взаимосвязано и гармонично с остальными функциональными стратегиями, и их согласованная деятельность должна быть направлена на достижение единых конечных результатов.
Инновационная стратегия – это стратегия создания и использования нововведений различного типа, что, в конечном итоге, и обеспечивает предприятию стратегическое развитие.
Инновационная стратегия или стратегия НИОКР базируется на научно-технических прогнозах и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия.
Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из радикальных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. Инновационные стратегии подразделяют на несколько специальных стратегий:
- продуктовые
- функциональные
- ресурсные
- организационно-управленческие
Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее практической реализации.
Осуществление инновационной стратегии сопровождается преобразованиями как в обновлении состава и использовании различных ресурсов, так и в перепроектировании деловых процессов, что обусловлено нововведениями в аппаратные управления и организационных структурах фирм и компаний. Эти преобразования означают переход от инновационной стратегии к инновационному проекту, мероприятия по которому находят отражение в локальных проектах.
После решения всех вопросов, связанных с инвестированием инновационного проекта, последний получает окончательное оформление в виде плана, наиболее часто представляемого в форме инновационной программы. В ней все проектные мероприятия как локальные проекты планируются через конкретные работы с заданными сроками выполнения, ответственными исполнителями и обоснованными затратами.
Стратегия НИОКР должна строиться на основе общей стратегии предприятия. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.
Инновационная стратегия играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что корпоративная стратегия для компании в целом (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Сравнение функций корпоративной стратегии и стратегии НИОКР [5, с. 89]
Сфера влияния |
Корпоративная стратегия |
Стратегия НИОКР |
Ресурсы |
Распределение между сферами управления |
Распределение между проектами |
Критерии определения целей |
Экономическая обстановка на рынке |
Положение корпорации на рынке |
Области бизнеса |
Продуктово–рыночная стратегия |
Технико–продуктовая стратегия |
Объекты планирования |
Продуктово–рыночный ассортимент |
Балансировка портфеля проектов |
Временной аспект |
Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов |
Предприятие в своей деятельности может использовать различные виды инновационной стратегии:
Ø наступательную стратегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий);
Ø защитную стратегию (улучшение продуктов и технологий);
Ø смешанную стратегию;
Ø лицензирование.
Выбор стратегии зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля СЗХ (для диверсифицированной фирмы).
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Функциональный аспект корпоративной стратегии» можно сделать ряд выводов:
1. В России, по сравнению со всеми другими концепциями, относительно более известным подходом к разработке составных частей корпоративной стратегии как специализированных видов деятельности является функциональный подход.
Функциональный аспект корпоративной стратегии в данной курсовой работе представлен следующими видами стратегий: