Планируемое увеличение прибыли в будущем по сравнению с базовым 2007 годом составит:
2008 год: 60000 тыс. руб. - 40428 тыс. руб. = 19572 тыс. руб.
2009 год: 65200 тыс. - 40428 тыс. = 24772 тыс. руб.
2010 год: 70110 тыс. - 40428 тыс. = 29682 тыс. руб.
Т.е. округленные показатели составят 20 млн., 25 млн. и 30 млн. соответственно.
3) Этап определения требуемого объема и графика инвестиций.
Увеличение планируемой себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с базовым 2007 годом составит:
113330 тыс. руб. - 81089 тыс. руб. = 32241 тыс. руб.
Для производства увеличенного объема сельскохозяйственной продукции, руководством предприятия решено закупить необходимую технику в следующем количество:
Таблица 28 - Количество закупаемой новой техники
Наименование |
Количество, шт. |
Цена за 1 ед., тыс. руб. |
Общая сумма, тыс. руб. |
1. Трактор МТЗ-80 |
2 |
544 |
1088 |
2. Трактор Т-70 С |
1 |
618 |
618 |
3. КАМАЗ-55102 |
2 |
1680 |
3360 |
4. Прицеп |
2 |
375 |
750 |
5. С/х машины (зерносушилка, культиваторы, сеялки) |
12945 | ||
Всего |
18761 |
Так как задействованная в первый же год реализации проекта новая техника имеет среднегодовой процент амортизации - 10%, общая амортизация новой техники в 1-ый год составит:
18761 тыс. * 0,1 = 1876,1 тыс. руб.
Эта сумма входит в рассчитанную плановую себестоимость 2008 года, поэтому остаточная стоимость техники после первого года эксплуатации составит:
18761 тыс. - 1876,1 тыс. = 16884,9 тыс. руб.
Таким образом, общая дополнительная потребность в финансировании составит:
увеличение планируемой себестоимости + остаточная стоимость новой сельскохозяйственной техники, т.е.:
32241 тыс. + 16884,9 тыс. = 49125,9 тыс. руб.
Округленная потребность в заёмных инвестиционных средствах с учетом возможных отклонений планируемых расчетов от реальных, составляет 50000 тыс. руб.
Инвестиции в проект необходимо вложить единовременно.
4) Этап оценки доступности, требуемых источников финансирования.
Так как собственных средств организации не хватает на финансирование проекта, было решено привлечь заемные средства в виде долгосрочного кредита. После анализа возможных кредиторов, в качестве кредитора был выбран ОАО "Россельхозбанк".
С ним был заключен договор на предоставление кредита в сумме 50000 тыс. руб. на пять лет под 23% годовых.
5) Этап оценки видов и уровней рисков.
Для оценки уровней финансовых рисков были применены статистические, экспертные методы оценки и метод аналогий. Изучалась статистика потерь и доходов, имевших место на данном и аналогичных предприятиях. Были обработаны мнения предпринимателей и опытных специалистов соответствующих направлений.
В целях минимизации рисков были разработаны и запланированы следующие приемы:
отказ от осуществления финансовых операций с чрезмерно высоким уровнем риска;
отказ от высокой концентрации оборотных средств в низколиквидных формах;
уменьшение периода отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
ограничение размера товарного кредита, предоставляемого одному покупателю.
В результате проведенных исследований руководством ООО "Павловскинвест" было принято окончательное решение, что данный инвестиционный проект выгоден и должен быть воплощен в жизнь.
Для анализа экономического обоснования инвестиционных проектов ООО "Павловскинвест" используются следующие четыре критерия:
чистый дисконтированный доход (NPV);
индекс доходности (PI);
внутренняя норма доходности (IRR);
срок окупаемости (РР).
Для определения перечисленных критериев необходимо использовать дисконтированные денежные потоки на основе принципа не однозначной текущей и будущей стоимости денежных средств.
Особое внимание необходимо обратить на возможные алгоритмы расчета критериев.
Критерий имеет название - NPV (Net present value).
Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации. Для определения общей величины NPV воспользуемся формулой 3.
Руководством ООО "Павловскинвест" изучается предложение о вложении средств в пятилетний инвестиционный проект, в котором предполагается получить доход за первый год 20 млн. руб., за второй - 25 млн. руб. ед., за третий - 30 млн. руб., за четвертый - 40 млн. руб., за пятый - 45 млн. руб. Поступления доходов происходят в конце соответствующего года. Первоначальные инвестиции составляют 50 млн. руб. Средства для финансирования проекта будут получены в виде банковского кредита под 23% годовых. Рассмотрим насколько выгодно участвовать в таком проекте руководству ООО "Павловскинвест"
Положительное значение NPV показывает, что чистые денежные потоки проекта прокроют первоначальные затраты (а также выплаченные банку процентные платежи) и принесут доход в размере 32,48 млн. руб. При таких условиях проект можно принять.
При расчете величины этого критерия следует обратить внимание на соответствие шага расчетного периода (шага расчета) с условием предоставления кредита. Желательно, чтобы шаг расчета был равен или кратен сроку начисления процентов за кредит.
Необходимость учета ликвидной стоимости основных производственных фондов при определении критерия "Чистый дисконтированный доход" определяется назначением инвестиций. В случае замены оборудования, срок службы которого соответствует продолжительности расчетного периода, учет его ликвидной стоимости необходим.
Источники финансирования проектов разделяются на две основные группы:
1) Собственный капитал - средства, предоставляемые акционерами (учредителями), который должен быть увеличен в результате реализации и последующей эксплуатации исследуемого объекта.