ВВЕДЕНИЕ
Существование любой организации предполагает достижение ею поставленных перед собой целей. Исходя из потребности выживания в условиях среды, они стремятся к минимизации затрат для осуществления этих целей, т.е. к повышению эффективности своей деятельности. В первую очередь это возможно за счет использования внутренних ресурсов, которыми могут быть и свойства организаций. В частности, подобным ресурсом является синергия. И поскольку реализация имеющихся синергийных возможностей организаций обеспечивает рост эффективности их деятельности, они заинтересованы в использовании этого феномена при стратегическом планировании, проектировании работ и т.п.
Функционально синергия проявляет себя в синергийном эффекте который отражает факт получения такого итога внутриорганизационного взаимодействия в процессе достижения цели, который больше суммы результатов отдельных субъектов организационной деятельности. До своего проявления синергии как бы нет, её наличие можно охарактеризовать как квазисуществование. Будучи свойством организаций, синергия существует в скрытом виде как возможность получения ими синергийного эффекта, как организационный потенциал. И в этом виде она является возможным ресурсом организации, который можно использовать для более успешного достижения поставленной цели. Соответственно, перед менеджментом встаёт задача выявления и определения этого - синергийного - потенциала организации.
Цель данной работы - оценить факторы синергийного взаимодействия между подразделениями ФГОУ СПО СПК.
Задачи данной работы:
1) дать краткую характеристику ФГОУ СПО СПК;
2) описать методику оценки факторов синергийного взаимодействия;
3) оценить факторы синергийного взаимодействия между подразделениями ФГОУ СПО СПК.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования федерального подчинения.
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж (в дальнейшем именуемое Колледж) создан приказом Министерства по атомной энергии от 28 июля 1992 года 3 252 путем реорганизации Сибирского политехникума, организованного приказом Министерства среднего машиностроения СССР от 17 августа 1953 года № 181.
Официальное наименование Колледжа: полное - Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сибирский политехнический колледж; сокращенное – ФГОУ СПО СПК.
Функции учредителя Колледжа выполняет Федеральное агентство по образованию.
Основными задачами Колледжа являются:
удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;
обеспечение специалистами предприятий, учреждений и других организаций на основе согласованных заявок и договоров;
переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
повышение квалификации преподавателей и сотрудников на уровне современных требований к процессу преподавания;
участие в выполнении социальных программ города, в первую очередь в удовлетворении потребности личности в получении среднего профессионального образования, в том числе в рамках дополнительного образования;
организация и проведение методических, научно-методических, опытно-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Колледж является некоммерческой организацией.
Непосредственное управление деятельностью Колледжа осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Колледж осуществляет двухуровневую подготовку:
1 ступень – подготовка специалистов с квалификацией техника;
2 ступень – подготовка специалистов повышенного уровня квалификации.
Специфика синергии как организационного ресурса заключается в том, что на таком уровне своего состояния как «синергийный потенциал» (это состояние говорит о том, что его можно уже реально использовать), этот ресурс существует не явно, а в скрытой форме и, чтобы выявить его наличие, необходимо проведение хотя бы минимальной диагностики. Ещё одной специфической чертой синергии является то, что поскольку явно проявляется это свойство только в синергийном эффекте, то точное знание о наличии у организации синергийного потенциала можно получить только вследствие его проявления, т.е. получения синергийного эффекта. Поэтому никакая экспертиза не может абсолютно точно гарантировать конечную величину синергийного эффекта, определенную на основе оценки синергийного потенциала организации. Это возможно сделать на уровне некоторого приближения. Оценка синергийного потенциала дает только относительное знание о качественном состоянии организации по такому основанию как синергия. Т.е. это оценка качественного состояния одного из факторов, определяющих эффективность организации [1, c. 45].
Факторная операционализация понятия «синергийный потенциал» позволяет выделить два типа управленческого воздействия и взаимодействия, которые раскрывают понятие «кооперация труда»:
· координация деятельности;
· организация субъектов деятельности [1, c. 45].
Анализ каждого из вышеприведённых типов взаимного воздействия позволяет в свою очередь выделить основные характеристики, раскрывающие их содержание. При этом очевидно, что понятие «координация деятельности» отражает сторону процессную (деятельность), а понятие «организация субъектов деятельности» в большей степени сторону субстациональную (система).
Основные характеристики типов воздействия, обеспечивающих возможность формирования синергийного потенциала, выделенные в процессе факторной операционализации следующие:
· комбинирование работы («встроенность» работы субъектов деятельности в общий трудовой процесс);
· однонаправленность работы (направленность работы субъектов деятельности в соответствии с общей целью трудовой деятельности);
· синхронность работы (функциональная согласованность работы по времени субъектов деятельности с общей трудовой деятельностью);
· корректировка работы (возможность изменения работы субъектами деятельности в зависимости от изменений условий среды);
· упорядоченность работы (оптимизация работы субъектов деятельности за счёт соответствующей организации внутренней структуры и распорядка);