4. обеспечение исполнителей ресурсами для реализации решения
5. инструктаж исполнителей о порядке выполнения решения
6. расстановка исполнителей и согласование их действий
7. стимулирование исполнителей
8. организация контроля в процессе исполнения решения
9. регулирование процесса исполнения решения, корректировка хода исполнения
10. корректировка решения
11. учет, анализ, оценка и подтверждение итогов исполнения
Готовясь к осуществлению идеи необходимо:
1. знать на какой стадии принятия решения находятся исполнители (руководитель)
2. установить критерии принятия решения исполнителей, их потребности
3. подготовиться к убеждению в минимальности риска изменения, разработать план подстраховывающих мероприятий.
6. Разработка и внедрение управленческих решений требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности можно пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем, Министерством экономики. Министерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г. Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:
• коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участии ков;
• бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
• народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экономическую эффективности.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на 1-м шаге (Э t) выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi (t):
Фi (t) = Пi (t) - Оi (t) (1)
где i — номер вида деятельности (1,2,3, .).
Потоком реальных денег Ф (t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):
Ф(t) = [Пi(t) – 0i (t)]+[П2 (t)-02 (t)] = Ф1 (t)+Ф* (t) (2)
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Вt) для 1-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта:
Вt = Dt - Pt (3)
Интегральный бюджетный эффект. Он рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
· конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
· социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
· прямые финансовые результаты;
· кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:
· затраты организаций — потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;
· амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым и другими участниками;
· все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
· проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
· затраты иностранных участников.
Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:
· остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;