рефераты по менеджменту

Управленческие решения

Страница
1

1. Управленческие решения являются результатом труда работников управления. Под управленческим решением следует понимать социально-экономический акт деятельности управляющего органа, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым объектом.

К управленческому решению предъявляются следующие требования:

1. Научная обоснованность (оптимальность). Достигается в результате комплексного учета факторов, а также экономической, организационной, технологической, технической, социально-психологической и идейно-политической обоснованности.

2. Конкретность, которая должна быть реализована по целям, методам, способам реализации; во времени; в пространстве; по направленности исполнения.

3. Правомерность

4. Подчиненность главной цели (дерево целей)

5. Своевременность принятия

6. Ответственность: органа – за своевременность принятия, обоснованность и контроль за исполнением; исполнителя - за четкость и полноту выполнения.

Управленческие решения классифицируются по ряду критериев.

Таблица 1- Классификация управленческих решений

Критерии классификации

Виды управленческих решений

1. По срокам действия

Перспективные, текущие, оперативные

2. Масштаб действия

Глобальные (охватывающие всю организацию), локализованные,

3. Уровень охвата проблем

Комплексные, отраслевые, частные

4. Способы обоснования и принятия

Типовые (динамического узнавания), нормативные, системные, ситуационные, дескрептивные, эвристические

5. Условия принятия (виды проблем)

Структоризованные (стандартные), слабострукторизованные (вероятностные), неструкторизованные (поисковые)

6. Способы воздействия

Прямые, косвенные

7. Уровень воздействия

Многоуровневые, одноуровневые

8. Форма отображения

Письменные, устные

9. Функциональная направленность

Планово-экономические, финансовые, технологические, организационно-экономические, административные, др.

2. Для разработки решений принципиальное значение имеет отношение проблем к стандартным (рутинным), которым соответствуют программируемые, типовые решения и нестандартным, которым соответствуют творческие решения.

Проблема – это разрыв между желаемым состоянием (целью) и фактически наблюдаемым состоянием (либо противоречие предметной деятельности с ее абстрактно всеобщим отображением, т.е. противоречие теории и практики). Каждая проблема может быть охарактеризована целями, альтернативами, затратами на их реализацию, моделью, объединяющей цели, критериями выбора наилучшей альтернативы.

Отнесение проблемы к тому или иному классу зависит от того, какова степень неопределенности ее элементов.

- 1. Если проблема ясна настолько, что известны ее цели, альтернативы, затраты и рациональное решение, то она является стандартной и к ней применяются типовые правила принятия решений.

На этапе «поиск решения проблемы» решение может формироваться по механизму динамического узнавания (задача отождествляется с ранее решенными, для которых уже имеется алгоритм решения или путем опознания конечной ситуации).

2. Если элементы проблемы могут быть описаны и качественно и количественно, а выбор решения из многих вариантов сложен предмет исследования ЭММ. Метод, принятия решений основанный на математическом аппарате называется нормативным.

Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:

Дескриптивный – имеет ярко выраженный объясняющий (как принимаются решения) а не предписывающий (каким должно быть решение) характер.

Системный – принятие и реализация решения рассматривается как ценностная система. Здесь применяют метод системного анализа – анализ и оценка альтернатив по сложным проблемам.

Ситуационный – заключается в том, что наиболее рациональные способы принятия решений и процессы по выработке должны базироваться на различных конкретных факторах.

Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы являются:

1. Эвристический – способы преодоления логических тупиков.

- поиск трудностей (что является причиной затруднения)

- разграничение данных

- постановка вопроса (что хочу, что надо)

- специализация проблемы (рассмотрение критических случаев)

- отказ от ограничений, навязываемых формулировкой задачи.

2. Интуиция.

Между перечисленными классами проблем не существует строгого водораздела. Многие первоначальные проблемы предстают как неструктурные и слабоструктурные, но по мере анализа превращаются в структуризованные и даже стандартные.

3. Основным методом исследования управления производством является построение различного рода моделей и их анализ. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте. Мо­делирование — это отображение определенных характеристик объекта в целях его исследования.

Модель считается удачной, если:

1. она демонстрирует поведение, структуру и функции, подобные таковым у исследуемого оригинала;

2. на основе ее изучения можно обнаружить новые особенности и свойства оригинала, не содержащиеся в исходном материале.

Все виды моделей, применяемых для исследования управления производством, по используемым средствам моделирования можно разделить на материальные и на абстрактные концептуальные.

По формам и методам описания характеристик моделируемого объекта абстрактные концептуальные модели можно разделить на логические, графическо-числовые, математические и машинные электронные, а материальные модели - на наглядные предметные, физические и технологические. Машинные электронные модели, в свою очередь, делятся на две разновидности — на аналоговые модели и на дискретные цифровые.

Построение большинства моделей в управлении базируется на применении экономико-математических методов. Эти методы разделяются на алгоритмические и эвристические.

Алгоритмические методы разделяются на экономико-статистические, использующие методы, применяемые в экономической и математической статистике, и на эконометрические методы (или в более широком смысле - моделирование экономических процессов).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту