1. Управленческие решения являются результатом труда работников управления. Под управленческим решением следует понимать социально-экономический акт деятельности управляющего органа, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым объектом.
К управленческому решению предъявляются следующие требования:
1. Научная обоснованность (оптимальность). Достигается в результате комплексного учета факторов, а также экономической, организационной, технологической, технической, социально-психологической и идейно-политической обоснованности.
2. Конкретность, которая должна быть реализована по целям, методам, способам реализации; во времени; в пространстве; по направленности исполнения.
3. Правомерность
4. Подчиненность главной цели (дерево целей)
5. Своевременность принятия
6. Ответственность: органа – за своевременность принятия, обоснованность и контроль за исполнением; исполнителя - за четкость и полноту выполнения.
Управленческие решения классифицируются по ряду критериев.
Таблица 1- Классификация управленческих решений
Критерии классификации |
Виды управленческих решений |
1. По срокам действия |
Перспективные, текущие, оперативные |
2. Масштаб действия |
Глобальные (охватывающие всю организацию), локализованные, |
3. Уровень охвата проблем |
Комплексные, отраслевые, частные |
4. Способы обоснования и принятия |
Типовые (динамического узнавания), нормативные, системные, ситуационные, дескрептивные, эвристические |
5. Условия принятия (виды проблем) |
Структоризованные (стандартные), слабострукторизованные (вероятностные), неструкторизованные (поисковые) |
6. Способы воздействия |
Прямые, косвенные |
7. Уровень воздействия |
Многоуровневые, одноуровневые |
8. Форма отображения |
Письменные, устные |
9. Функциональная направленность |
Планово-экономические, финансовые, технологические, организационно-экономические, административные, др. |
2. Для разработки решений принципиальное значение имеет отношение проблем к стандартным (рутинным), которым соответствуют программируемые, типовые решения и нестандартным, которым соответствуют творческие решения.
Проблема – это разрыв между желаемым состоянием (целью) и фактически наблюдаемым состоянием (либо противоречие предметной деятельности с ее абстрактно всеобщим отображением, т.е. противоречие теории и практики). Каждая проблема может быть охарактеризована целями, альтернативами, затратами на их реализацию, моделью, объединяющей цели, критериями выбора наилучшей альтернативы.
Отнесение проблемы к тому или иному классу зависит от того, какова степень неопределенности ее элементов.
- 1. Если проблема ясна настолько, что известны ее цели, альтернативы, затраты и рациональное решение, то она является стандартной и к ней применяются типовые правила принятия решений.
На этапе «поиск решения проблемы» решение может формироваться по механизму динамического узнавания (задача отождествляется с ранее решенными, для которых уже имеется алгоритм решения или путем опознания конечной ситуации).
2. Если элементы проблемы могут быть описаны и качественно и количественно, а выбор решения из многих вариантов сложен предмет исследования ЭММ. Метод, принятия решений основанный на математическом аппарате называется нормативным.
Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:
Дескриптивный – имеет ярко выраженный объясняющий (как принимаются решения) а не предписывающий (каким должно быть решение) характер.
Системный – принятие и реализация решения рассматривается как ценностная система. Здесь применяют метод системного анализа – анализ и оценка альтернатив по сложным проблемам.
Ситуационный – заключается в том, что наиболее рациональные способы принятия решений и процессы по выработке должны базироваться на различных конкретных факторах.
Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы являются:
1. Эвристический – способы преодоления логических тупиков.
- поиск трудностей (что является причиной затруднения)
- разграничение данных
- постановка вопроса (что хочу, что надо)
- специализация проблемы (рассмотрение критических случаев)
- отказ от ограничений, навязываемых формулировкой задачи.
2. Интуиция.
Между перечисленными классами проблем не существует строгого водораздела. Многие первоначальные проблемы предстают как неструктурные и слабоструктурные, но по мере анализа превращаются в структуризованные и даже стандартные.
3. Основным методом исследования управления производством является построение различного рода моделей и их анализ. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте. Моделирование — это отображение определенных характеристик объекта в целях его исследования.
Модель считается удачной, если:
1. она демонстрирует поведение, структуру и функции, подобные таковым у исследуемого оригинала;
2. на основе ее изучения можно обнаружить новые особенности и свойства оригинала, не содержащиеся в исходном материале.
Все виды моделей, применяемых для исследования управления производством, по используемым средствам моделирования можно разделить на материальные и на абстрактные концептуальные.
По формам и методам описания характеристик моделируемого объекта абстрактные концептуальные модели можно разделить на логические, графическо-числовые, математические и машинные электронные, а материальные модели - на наглядные предметные, физические и технологические. Машинные электронные модели, в свою очередь, делятся на две разновидности — на аналоговые модели и на дискретные цифровые.
Построение большинства моделей в управлении базируется на применении экономико-математических методов. Эти методы разделяются на алгоритмические и эвристические.
Алгоритмические методы разделяются на экономико-статистические, использующие методы, применяемые в экономической и математической статистике, и на эконометрические методы (или в более широком смысле - моделирование экономических процессов).