2. Отбор информации. Он основан на сопоставлении сообщений, поступающих по двум каналам, с целями и эталонами:
· отбор информации, проходящей по каналу из внешней среды, осуществляется на основе ее значимости и полезности для деятельности организации. Если информация полезна или значима для деятельности организации, она становится одним из оснований управленческого решения;
· отбор информации, приходящий по каналу измерения, производится по сообщениям, поступающим из организации. Критерием нужности этого сообщения для принятия управленческого решения является отклонение состояния контролируемого параметра от эталона или цели. В том случае, если руководитель полагает, что отклонение от эталона превышает предельно допустимое значение, определяемое масштабом реакции на поведение процессора системы, он принимает соответствующее управленческое решение. Информация, не влияющая на работу системы или не представляющая значения для принятия управленческого решения, отбрасывается руководителем или архивируется (в зависимости от корпоративных норм учета, переработки и хранения информации в данной организации).
3.Принятие управленческого решения. Принимая управленческое решение, руководитель должен понимать, что он представляет собой только одно из звеньев рекурсивной системы, т.е. его решения должны восприниматься другими руководителями и доводиться до исполнителей. Управленческое решение всегда связано с необходимостью воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние; так как это требует затрат времени, можно говорить о процессе принятия решений. Этот процесс начинается с разработки критериев приятия управленческого решения, а именно, руководители организации или ее подразделений проводят расчет альтернатив действий, приводящих, по их мнению, к достижению целей организации и условий реализации этих действий.
4.Доведение управленческого решения до процессора осуществляется через канал управления. При этом к каналу управления предъявляются следующие требования:
- управленческое решение, передаваемое по этому каналу, должно доходить до всех структурных единиц организации, которым оно предназначается, по разветвленной и надежной коммуникационной сети;
- канал управления должен быть единственным для каждого подразделения организации (в соответствии с принципом единоначалия);
- канал управления должен исключать двусмысленную информацию.
5. Восприятие управленческого решения подразделениями организации как сигнала и принятие внутренних управленческих решений. Согласно системной теории и принципу рекурсивности, каждая подсистема организации сама является системой и воспринимает управленческое решение как внешний сигнал. Этот сигнал будет восприниматься так, чтобы реализовывались цели высшей управленческой системы, если он подкреплен властными ресурсами (материальными, возможностями наказания и вознаграждения, авторитетом, влиянием и т.д.). В тех случаях, когда в управленческом контуре ресурсы отсутствуют или они недостаточны, весь процесс управления может стать неэффективным. На данном этапе управления важен не только авторитет руководителя; члены организации как социальной системы должны принять совокупность норм корпоративной культуры или, по крайней мере, относиться лояльно к этим нормам.
Итак, для управления любой ситуацией в организации нужно иметь возможность:
- измерять контролируемые параметры и сравнивать их с эталонными значениями, для чего эти параметры должны быть «чистыми», т.е. освобожденными от постороннего влияния;
- осуществлять коррекцию, принимая и реализуя соответствующие управленческие решения, для чего необходимы властные ресурсы управления;
- удерживать состояние корректирующего воздействия до принятия следующего решения, в противном случае принятое решение будет неэффективным.
5. В наиболее общей форме процесс принятия решений можно отобразить в составе следующих примерных этапов:
- выявление необходимости принятия решений
- постановки проблем
- сбор, обработка, анализ информации
- принятие решения
- организация принятого решения
- контроль и оценка результатов
1. Необходимость принятия решения может быть вызвана следующими причинами:
а) указания вышестоящих органов
б) неполадки в управляемой системе
в) истечение срока действия предыдущего решения
г) необходимость корректировки ранее принятого решения
д) новое состояние управляемого объекта
е) другие причины
2. Постановка проблемы заключается в выявлении причин. Принцип может быть осуществлен с помощью причинно-следственного анализа (причина – следствие – анализ):
1. рассмотрение объекта и его дефектов
2. описание дефекта
3. выявление различий
4. выявление изменений
5. выявление причин
6. подтверждение наиболее вероятной причины
3. Информация.
Совокупность сообщений – информационная модель проблем. Информационное обеспечение решения – сбор, обработка и анализ информации. Последняя должна отвечать всем необходимым требованиям, обеспечивая наилучшие возможности для принятия рационального решения. Информация собирается в такой последовательности: директивная, правовая, о науке и передовом опыте, нормативная, внутренняя и т.д.
Все эти сведения собирают для выяснения сущности проблемы, уточнения цели, разработки и анализа вариантов решения.
4. Этап принятия решения включает определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения.
Цель – это желаемое состояние объекта, проектируемый результат решения. Когда главная цель уточнена и сформулирована разрабатываются цели (подцели) для подразделений служб, работников, то есть создается «дерево целей».
Критерием считается показатель, на основании которого оцениваются различные варианты. Целесообразно использовать как количественные так и качественные критерии. Затем их разделяют по принципу значимости. Главным критерием работы всех звеньев сельскохозяйственного производства является эффективность и качество.
Затем вырабатывают различные альтернативы решения и сравнивают их с помощью разработанных критериев.
У рациональных вариантов решения определяют вероятность проявления в зависимости от влияния случайных факторов и серьезность не проявления решения.
Степень риска оценивается, разрабатываются подстраховывающие мероприятия и принимается наиболее рациональное решение.
5. Организация выполнения решений специфическая деятельность, завершающая управленческий цикл по каждой конкретной задаче. Принятое решение – продукт мысли, истинность его может быть обнаружена лишь в процессе исполнения. Исполнительская деятельность подчиненных есть критерий истины для развертываемого начальником процесса познания.
Организация исполнения включает ряд связанных функций:
1. разработка мероприятий по выполнению решения, определение исполнителей
2. доведение задач до исполнителей
3. организация условий труда исполнителей