В отношении общества разрешение указанных противоречий осуществляется организацией и ее руководством путем лоббирования властных структур и спонсорской деятельности в обществе, а в отношении работников — путем заключения коллективного договора при посредничестве профсоюзов, а при отсутствии последних — путем выдачи гарантий по условиям труда и оплаты. Несмотря на то, что каждая отдельная организация сталкивается со своими специфическими проблемами, общим с точки зрения ее эффективности является не конфронтация, а достижение согласия по целям путем переговоров для всех трех уровней: работник, собственник, общество.
Процесс установления целей в различных организациях имеет свои особенности. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других действует децентрализованная схема установления целей. Существует и компромиссный вариант установления целей, который носит промежуточный характер между полной централизацией и децентрализацией.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, свои особенности в реализации. В случае полной централизации при установлении целей все они определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. Существенный недостаток данного варианта — на нижних уровнях организации может возникать неприятие установленных целей и даже сопротивление им.
В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. В первой схеме процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели исходя из того, какие цели установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня. [4, с. 52]
В практике управления важно также найти действенный метод конкретизации и взаимной увязки целей. Эффективным механизмом решения этой задачи можно считать построение так называемого дерева целей. Дерево целей — это графическое представление взаимосвязей и соподчиненности целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются в соответствии с выбранными критериями на ряд менее сложных, которые также разделяются на простые цели (подцели) и задачи (подзадачи). Дерево целей позволяет оценить вероятность достижения как низших, так и высших целей в соответствии с имеющимися ресурсами, а также установить приоритет целей.
Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение и к отдельным подразделениям организации или ее филиалам.
Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).
Задачи носят более краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании.
Внутрифирменное планирование включает: определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. [2, с. 257]
Задачи планирования формулируются следующим образом:
1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период.
2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия.
3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований).
4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.
5. Обеспечение скоординированности научных исследований разработки, производства и сбыта продукции.
6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).
7. Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. [2, с. 257]
Внутрифирменное планирование базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ В ТРАНСТЕХСЕРВИС
«Фирма «ТрансТехСервис» — крупнейшая автомобильная фирма. Автосалоны «ТрансТехСервис» предлагают автомобили известнейших мировых марок: BMW, Land Rover, Renault, Mitsubishi, Toyota, Hyundai, Daewoo. Атакже отечественных производителей — ГАЗ, ВАЗ, Иж, Ока.
«ТрансТехСервис» сегодня — это автосалоны и технические центры в семи городах России: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Уфа, Ижевск и Чебоксары. [9, с. 17]
Основа бизнеса фирмы «ТрансТехСервис» — это качество предоставляемых услуг и постоянное развитие. Клиенты всегда могут рассчитывать на качественное гарантийное и постгарантийное обслуживание в сертифицированных технических центрах «ТТС».
Так выглядит фраза из официального пресс-релиза ЗАО ПФ «ТрансТехСервис». Но ТТС — это не только продажа и сервисное обслуживание автомобилей. «ТрансТехСервис» — это пример постоянного развития.
Фирма «ТрансТехСервис» — это динамичный и быстроразвивающийся бизнес. 13 лет назад она начинала с продажи автомобилей ВАЗ в городе Набережные Челны. Первые четыре года ТТС занимался продажей отечественных автомобилей. Через несколько лет открылся автосалон в Казани, затем в Ижевске и Уфе. Для сравнения: в первый месяц своей работы ТрансТехСервис продал 6 автомобилей «Жигули». Теперь продажи достигают полутора тысяч в месяц. Основной упор делался и делается на качество предоставляемых услуг. Поэтому «ТрансТехСервис» одновременно с началом продаж открывает технические центры при автосалонах. Такой подход к бизнесу не остался незамеченным ведущими автомобильными корпорациями. В 1995 году в списке продаваемых автомобилей появился первый иностранный бренд Daewoo. В 1996 году было заключено дилерское соглашение с компанией BMW. Её машины были первыми на рынке продаж и сервиса иностранных автомобилей в Татарстане. На сегодняшний день они сохранили лидерские позиции — «ТрансТехСервис» занимает 1-е место среди региональных автосалонов по уровню продаж, 1-е место среди региональных дилеров BMW. Участвуя в региональных выставках (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Уфа, Ижевск), «ТрансТехСервис» достойно представляет ведущих автопроизводителей. Только в этом году к списку из 11 отечественных и зарубежных автомобильных брендов добавились еще три — Citroen, KIA и корейский Hyundai. Открылись автосалоны и сервисные станции Renault и отечественных автомобилей в Набережных Челнах, салоны Mitsubishi и отечественных автомобилей в Казани. [9, с. 17]