Разработка каждого стандарта ИСО является достаточно длительным процессом и занимает, как правило, пять лет. В 1994 г. было принято решение сократить срок разработки стандартов ИСО до трех лет. Эта цель должна была быть достигнута к 1996 г.
Ниже в Табл. № 1 показаны стадии разработки и согласования стандартов ИСО.
Таблица № 1. Стадии разработки и согласования стандартов ИСО
Стадии разработки и согласования |
Итоговый документ | |
Наименование |
Аббревиатура | |
Разработка предложения проекта стандарта Подготовка проекта Рассмотрение проекта Публикация |
Предложение по новому рабочему проекту Рабочий проект Проект на стадии комитета Международный стандарт |
НП РП ПСК МС |
Прочие документы | ||
Пункт программы работы Технический отчет |
ППР ПТО |
В каталог стандартов ИСО сегодня включено свыше 5500 единиц международных стандартов: в среднем в год принимается более 500. ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН. ИСО охватывает широкий спектр человеческой деятельности – от размерных характеристик винтовых резьб до важнейших характеристик систем управления окружающей средой.
В 1993 г. были определены пять приоритетных направлений деятельности ИСО:
– качество;
– информационные технологии;
– кооперация с другими организациями в работе над международными стандартами;
– окружающая среда.
Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», организованный в 1979 г. и возглавляемый Канадой. В структуру комитета входят три подкомитета: ПК1 по проблемам терминологии в области качества (возглавляет Франция); ПК2 по системам качества (возглавляет Великобритания) и ПКЗ по вспомогательным технологиям (возглавляют Нидерланды). Таким образом, основными «законодателями мод» в области менеджмента качества и обеспечения качества в настоящее время являются четыре страны (Великобритания, Канада, Франция и Нидерланды), продукция которых пользуется заслуженным признанием на мировом рынке. В состав комитета входит также стратегическая консультативная группа при председателе (CSAG). В работе ИСО/ТК 176 активное участие, кроме отмеченных стран, принимают США, Германия, Швеция, Япония, Австралия и др. Многие делегаты членов-комитетов являются сотрудниками известных промышленных фирм (таких, как IBM, ITT, «Кодак», «Филипс» и др.).
ТК 176 является одним из наиболее активных комитетов в рамках ИСО. Его деятельность затрагивает интересы всех отраслей промышленности и услуг. Разрабатываемые комитетом (за которым в соответствии с принятой процедурой закреплены классификационные серии 9000 и 10000) стандарты приобретают важное значение для развития мировой торговли.
Главная цель работы ИСО/ТК 176 состоит в разработке единообразного подхода к решению вопросов менеджмента качества и обеспечения качества. При этом основными задачами являются стандартизация и создание на ее основе общей нормативной базы для практической реализации концепции различных школ в области обеспечения качества с тем, чтобы объективно оценить способности производителя поставлять продукцию и услуги необходимого качества.
Для контроля и разработки стратегии работы комитета сформирована группа советников по стратегическому планированию (SPAG). В 1994 г. ТК 176 с ТК 207 по окружающей среде создана совместная группа для разработки общих принципов управления качеством окружающей среды и аудита соответствующих систем.
ГОСТ 16504–81 определяет вид контроля как классификационную группировку контроля по определенному признаку.
Многообразие видов контроля качества продукции (ККП) вызывает необходимость в их систематизации. Признаки, положенные в основу этой систематизации, приведены на рис. № 1.
В зависимости от возможности использования проконтролированной продукции различают разрушающий контроль и неразрушающий контроль.
Разрушающий контроль делает продукцию непригодной к дальнейшему использованию и, как правило, связан со значительными затратами; результаты его характеризуются определенной степенью недостоверности. По этим причинам в последнее время большое внимание уделяется разработке методов неразрушающего контроля, основанного на результатах косвенных наблюдений, а также на применении новейших средств рентгеновской и инфракрасной техники, электроники и т. п. Вместе с тем, есть ситуации, когда применяется только разрушающий контроль, а именно:
во-первых, когда при неразрушающем контроле трудно, а в ряде случаев невозможно учесть большое количество единичных показателей качества, функцией которых является подлежащий контролю обобщенный показатель качества;
во-вторых, иногда по экономическим соображениям оказывается целесообразным для контроля уничтожить определенное количество единиц продукции вместо значительно превосходящих их стоимость затрат на осуществление неразрушающего контроля.
В зависимости от объема контролируемого материала различают сплошной контроль, при котором контролируются все единицы продукции, и выборочный контроль, при котором контролируется относительно небольшое количество единиц продукции из совокупности, к которой она принадлежит. Решение о качестве продукции указанной совокупности, называемой партией, принимается на основе результатов контроля выборки из партии, т. е. указанного ограниченного числа единиц продукции.
Продукция одного наименования, типоразмера или типономинала, изготовленная по одной технологии, в одинаковых условиях и в определенный промежуток времени, характеризуется показателями качества, распределение которых подчиняется законам математической статистики. Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества продукции.
Благодаря небольшим затратам и высокой степени достоверности результатов статистический ККП является эффективным средством повышения качества продукции. Выборочный контроль, процедуры и правила, которого не основаны на законах математической статистики, может приводить к ошибочным заключениям.
Различают ККП для решения ее годности и приемки – приемочный контроль (не обязательно готовой продукции) и ККП для оценки состояния технологических процессов и решения о необходимости их наладки. Последний вид контроля, как правило, является статистическим и называется статистическим регулированием технологических процессов.