После Второй мировой войны пакет предписаний военно-промышленного комплекса находит свое применение в гражданской промышленности. В 60-х годах многие крупные британские компании используют эти документы с целью улучшения эффективности выпуска своей продукции.
В 1972 году Британский институт стандартов опубликовал Руководящие указания по обеспечению качества BS 4891, которые не носили обязательный характер и содержали общие требования.
После публикации BS 4891 в некоторых сферах британской промышленности пришли к выводу, что требуются дополнительные специфические стандарты. Так, в 1975 году был составлен стандарт BS 51-79, включающий требования и указания, стандарты DEF STAN 05-21, 22, 24, 25, 29 и 30. Главное отличие этого документа от стандартов Министерства обороны заключалось в том, что он не носил обязательный характер, а был составлен в форме рекомендаций.
В 1979 году был опубликован стандарт BS 5750, состоящий из трех частей, за которым последовали в 1981 году указания по его использованию. Впервые был создан стандарт, действующий по всей Великобритании.
В 1987 году Международная организация по стандартизации, используя опыт создания британских стандартов, разработала стандарты ISO серии 9000.
Стандарты ISO периодично пересматриваются для определения потребности в подтверждении, пересмотре или отмене. Целью пересмотра является обеспечение того, чтобы стандарты учитывали все технологические и рыночные изменения, а также отвечали современному состоянию науки и техники.
Стандарты ISO серии 9000 впервые вышли в свет в 1987 году, а первый пересмотр этих стандартов был совершен в 1994 году. Причиной такого пересмотра стало то, что системы управления, как таковые, были новыми для большинства организаций, внедряющих стандарты ISO серии 9000. Пересмотр стандартов 1994 года был незначительным и в основном касался вопросов устранения внутренних несоответствий.
Пересмотр стандартов в 2000 году был более тщательным и учитывал новшества ++ существующий опыт в сфере качества. Процесс пересмотра стандартов ISO серии 9000 совершался комплексно с учетом всех мероприятий, таких как опрос пользователей с целью определения требований к будущим стандартов.
Пункты стандартов могут рассматриваться самым различным образом. Чтобы лучше понять содержание Стандарта, можно рассматривать некоторые пункты как адресованные непосредственно менеджменту, нацеленные на всю компанию или как специфические требования.
а Менеджмент
4.1 Ответственность руководства
4.2 Система качества
б Вся компания
4.5 Управление документацией и данными
4.8 Идентификация и прослеживаемость
4.12 Статус продукции по результатам контроля и испытаний
4.13 Управление продукцией, которая не соответствует установленным
требованиям
4.14 Корректирующие и предупреждающие действия
4.16 Управление протоколами качества
4.17 Внутренние проверки качества
4.18 Подготовка персонала
в Специфические требования
4.3 Анализ контракта
4.4 Управление проектированием
4.6 Закупка продукции
4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем
4.9 Управление процессами
4.10 Контроль и испытания
4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным
оборудованием
4.15 Внутреннее обслуживание
4.19 Техническое обслуживание
Политика в области качества
Высшее руководство организации должно определить и документально оформить свою политику в области качества, указывая свои задания и обязательства. Политика должна отвечать целям организации, а также ожиданиям и потребностям потребителя. Поставщик должен обеспечить понимание этой политики и ее внедрение на всех уровнях организации.
Организация
Ответственность и полномочия
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит работой, влияющей на качество, исполняет и проверяет ее, должны быть определены и документально оформлены.
Ресурсы
Поставщик должен определить требования к ресурсам и обеспечить себя необходимыми ресурсами, а также назначить специально подготовленных работников для оперативного управления исполнением работ и проведением проверок, в том числе внутренних проверок качества.
Представитель руководства
Высшее руководство организации должно назначить одного из своих представителей, независимо от возложенных на него обязанностей, для обеспечения функционирования системы качества в соответствии с требованиями данного стандарта, а также для составления отчета о состоянии системы качества для высшего руководства с целью анализа и принятия мер по улучшению системы качества.
Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно периодически анализировать систему качества для подтверждения ее пригодности и эффективности на соответствие требованиям данного стандарта, а также принятой политики и заданий в области качества.
Общие положения
Поставщик должен разработать, документально оформить и обеспечить функционирование системы качества как способ обеспечения соответствия продукции установленным требованиям. Поставщик должен разработать руководство по качеству, охватывающее требования этого стандарта. В таком руководстве должны содержаться методики системы качества или ссылки на них, а также должна быть указана структура документации.
Методики системы качества
Методики должны быть документально оформлены и согласованы с требованиями этого стандарта и принятой политикой в области качества, а также внедрены вместе с системой качества.
Планирование качества
Поставщик должен определить каким образом будет достигаться соответствие требованиям к качеству и документально оформить это. Планирование качества должно согласовываться с другими требованиями к системе качества, а форма соответствующей документации должна соответствовать системе управления, действующей у поставщика.
Общие положения
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные методики анализа контракта и координации этой работы.
Анализ
Перед подачей тендера, принятия контракта или заказа поставщик должен провести анализ этого тендера, контракта или заказа для того, чтобы удостовериться, что:
- требования установлены и документально оформлены;
- все вопросы, связанные с расхождениями в требованиях, изложенные в контракте или заказе, решены;
- он в состоянии исполнить контракт или требования заказа.
Внесение поправок к контракту
Поставщик должен определить порядок внесения поправок в контракт и их соответствующий учет вовремя функционирования своего предприятия.
Протоколы качества
Должны вестись протоколы анализа контрактов.
Общие положения
Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные методики оперативного управления и контроля за проектированием продукции с целью обеспечения соответствия установленным требованиям.