При интервальном протекании процессов вложения капитала и получения прибыли между периодом завершения строительства предприятия и реализацией прибыли проходит длительное время (несколько лет).
Продолжительность временного лага зависит от форм инвестирования и особенностей конкретных объектов, а также от финансовых возможностей застройщиков.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.
В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. По опубликованным оценкам потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:
· достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
· ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
· радикализация борьбы с преступностью; - торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
· мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
· внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
· запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
· предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
· формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала[23].
Наблюдается тенденция увеличения доли добывающей и снижения обрабатывающей промышленности. Это негативно отразилось на структурных сдвигах в экономике, па темпах развития НТП и на эффективности общественного производства. В результате Россия все в большей мере сдает свои позиции в мире как индустриальное государство.
Для того чтобы Россия смогла на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения, потребуются значительные инвестиции. Существует несколько оценок потребности российской экономики в инвестициях: от 150 до 900 и более млрд. долл. Если даже предположить, что эти данные не совсем точны, то явно одно - для стабилизации и подъема экономики страны и превращения России в крупную индустриальную державу действительно требуются значительные инвестиции.
Смысл проблемы заключается в стабилизации и подъеме экономики, а уже потом будет стоять задача превращения России в мощное индустриальное государство. Поэтому на данный момент нет иных, более действенных способов для спасения нашей кризисной экономики, чем верная и последовательная инвестиционная политика.
Для этого необходимо соблюсти два условия:
во-первых, само государство не может больше уклоняться от прямого участия в инвестиционном процессе;
во-вторых, именно государство должно создать все необходимые экономические условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности использования инвестиций.
Позитивное восприятие данного опыта нацеливает действующее законодательство на расширение сферы иностранных инвестиций и создает условия для развития новых организационно-правовых форм хозяйствования.
Международные соглашения и кодексы предпринимательской деятельности - источники правового регулирования иностранных инвестиций. Рост численности совместных и иностранных предприятий и расширение сферы их хозяйственной деятельности требуют правовых гарантий на правительственном уровне страны пребывания. Наделение предприятий бывшего союзного подчинения статусом транснациональных корпораций возможно на основе специальных межправительственных соглашений по обеспечению их предпринимательской деятельности. В этом смысле международный опыт правового регулирования иностранных инвестиций весьма полезен. Главным источником такого регулирования являются Объединенные рекомендации, кодексы предпринимательской деятельности и межправительственные декларации.
Опыт Организации Экономического Сотрудничества и Развития показывает, что основными документами, регулирующими деятельность транснациональных корпораций, являются Объединенные рекомендации.
Они носят добровольный характер и не обеспечиваются принудительно силой государства. Рекомендации формируют правовые основания предпринимательской деятельности транснациональных корпораций на территории страны пребывания. Правовые нормы таких Рекомендаций имеют международное значение, а также оказывают влияние на формирование и совершенствование системы национального права, способствуют сглаживанию противоречий между национальным и международным правом.