Потребности предприятия в обучении сотрудников будут зависеть от особенностей бизнеса. Только проводя анализ своих существующих и вероятных потребностей в различных специалистах, возможно правильно спланировать потребности в обучении.
Преимущества обучения состоят в следующем:
· возможность для самосовершенствования, продвижения по служебной лестнице будет выполнять роль стимула для многих работников;
· затраты на обучение могут оказаться меньше затрат, которые повлечет за собой найм новых работников;
Однако помимо вышеперечисленных преимуществ необходимо принимать во внимание и стоимость самого обучения, и потери за то время, когда персонал проходит обучение.
Кроме того, существует опасность, угрожающая в первую очередь малым фирмам – риск того, что заново обученный персонал немедленно начнет искать другую, более высокооплачиваемую работу по своим новым возможностям. Здесь следует использовать уже рассмотренный способ мотивации – сопричастность. Если сотрудники ощущают себя вовлеченными в дела своего предприятия, то вероятность того, что они ее покинут, соответственно уменьшается.
Один и тот же результат в процессе производства может быть получен при различном уровне эффективности труда. Мера эффективности труда в процессе производства получила название производительности труда.
Под производительностью труда понимается его результативность или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции.
Повышение производительности труда возможно за счет следующих факторов:
· совершенствование техники и технологии. В эту группу факторов входит все, что определяется современным научно-техническим прогрессом;
· улучшение организации производства: рациональное размещение производительных сил, специализация предприятий и отраслей промышленности, наиболее полное использование имеющегося оборудования, ритмичность производства и др.;
· совершенствование организации труда: улучшение использования живого труда (повышение квалификации кадров, культурно-технического уровня трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и совершенствование системы заработной платы, нормирования труда и личной материальной заинтересованности всех работников; обеспечение средней интенсивности труда).
Для повышения производительности труда рабочих необходимо повышать эффективность использования ими рабочего времени.
Для учета рабочего времени используют графики работы, в которых отмечаются дни и продолжительность работы каждого работника индивидуально.
Чтобы оценить эффективность использования рабочего времени необходимо заполнить и проанализировать следующую таблицу на основе графиков работы.
Показатель | В предшествующем году | В отчетном году | Изменение относительно предшеств. года | Отклонение факта от плана | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
1. Среднесписочная численность рабочих, чел. 2. Время, отработанное всеми рабочими, тыс. час., (строка 5 * строка 1) 3. В том числе сверхурочно отработанное время, час. 4. Отработано тыс. чел.-дней всеми рабочими. 5. Время, отработанное одним рабочим, час. 6. Количество дней, отработанных одним рабочим, (строка 4 / строка 1). 7. Непроизводительные затраты рабочего времени, час. 8. Средняя продолжительность рабочего дня, час., (строка 2 / строка 4). |
Среднесписочная численность работников определяется как сумма численности рабочих, состоящих в штате предприятия, и численности рабочих, работающих по совместительству, деленной пополам.
Время, отработанное одним рабочим, определяется на основе баланса рабочего времени.
Баланс рабочего времени составляется по итогам работы за год и имеет следующую форму.
Показатель |
Расчет |
План |
Факт |
Отклонение |
1. Календарное время, дн. В том числе: - праздничные дни - выходные дни 2. Номинальный фонд рабочего времени, дн. 3. Неявки на работу, дн. В том числе: - ежегодные отпуска - отпуска по учебе - отпуска по беременности и родам - дополнительные отпуска (выходные дни), предоставляемые по решению предприятия и администрации - болезни - неявки по разрешению администрации - прогулы - простои 4. Явочный фонд рабочего времени 5. Номинальная продолжительность рабочей смены, час. 6. Бюджет рабочего времени, час. 7. Перерывы в работе, предоставляемые женщинам-матерям на кормление ребенка 8. Внутрисменные простои 9. Льготное время подросткам 10. Праздничные дни (сокращенные) 11. Полезный фонд рабочего времени в год, ч 12. Средняя продолжительность рабочего дня, час. |
365 дней по календарю 365 - выходн. и праздн. строка 2 - строка 3 8 часов строка 4 * строка 5 строка 6 - строки 7-10 строка 11 / строка 4 |
Общие потери рабочего времени определяются на основе баланса рабочего времени как разница между временем, фактически отработанным всеми рабочими за отчетный период (без учета сверхурочных часов), и плановым временем, предусмотренным для выполнения задания по выпуску продукции, скорректированного на фактическую численность рабочих.
Целодневные потери рабочего времени определяются как разность между отработанными человеко-днями фактически и по плану, пересчитанными на фактическую численность рабочих. И, аналогично, целодневные потери можно найти умножением целодневных потерь рабочего времени одним рабочим на фактическую численность рабочих. Основной причиной целодневных потерь рабочего времени являются целодневные простои оборудования из-за необеспеченности необходимыми материальными и энергетическими ресурсами, поломок, внеплановых ремонтов, а также потерь рабочего времени на исправление брака, прогулов и т.п. Снижение целодневных потерь рабочего времени достигается за счет проведения мероприятий по сокращению простоев.
Внутрисменные потери рабочего времени рассчитываются двумя путями:
1. из общих потерь рабочего времени вычитаются целодневные потери;