Глобальные трансформации, которые состоялись в экономике на рубеже XX -XXI веков, в значительной мере связанные со становлением «новой» экономики («информационной» или «экономики знаний»), ее суть отражается в информатизации, структурных сдвигах, росте инновационной активности и творческой роли человеческого капитала. От результативности отраслей новой экономики, к которым относят производство инноваций, предоставления информационно-коммуникационных и интеллектуальных услуг, образование, все больше зависят параметры и качество экономического развития. Как свидетельствует мировой опыт, те страны, где частица этих отраслей выше, демонстрируют лучшие социально-экономические результаты, их развития свойственная высшая степень постоянства. Да, результаты сравнения взноса новой экономики в ВВП в Украине и развитых странах не в интересах Украины. По данным экспертов, в развитых странах 85-90% прироста ВВП обеспечивают отрасли новой экономики, в Украине этот показатель достигает 8-9%, при этом ВВП Украины составляет 19% от ВВП стран ЕС.
Эволюция новой экономики приводит к институционным превращениям, изменений в системе взаимодействий «держава-бізнес-общество» и в ценностных установках и потребностях. Особенный интерес вызывают трансформационные процессы в образовании, поскольку это тот сектор новой экономики, где формируется носитель знаний - квалифицированный работник. Здесь можно выделить две группы проблем. Первая связанная с выявлением требований, что выдвигает новая экономика к существующей системе образования, поєднання которых определяет степень ее адекватности новым требованиям. Анализ этих проблем необходим, в частности, во время оценивания текущего состояния и выбора направлений модернизации менеджмент-образования.
Образование является социально-экономическим феноменом; это „основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины". Как один из секторов новой экономики образование предоставляет услуги, объем которых в Украине 2005 года составлял 4,9% ВВП. Одновременно образование является элементом социальной сферы: принадлежит к важнейшим социальным приоритетам и служит для оценивания результатов развития страны.
Для образования сегодня характерный рост объема знаний и скорости их обновления, появление новых умений и навыков, которые определяют успеваемость человека в обществе. При этом постоянное совершенствование в ответ на вызовы времени становится условием жизнеспособности системы образования. Особенную актуальность приобретает способность трансформироваться в соответствии с переменными требованиями окружения в менеджмент-образовании. Как заметил Ерик Корнуел, генеральный директор Европейского фонда развития менеджмента, „ .после определенной стабилизации в области методов управления, курсов учебы и программ, высшие учебные заведения вошли в новый и, бесспорно, длительный период потрясений, связанных с глубокими изменениями в их деятельности и сотрудничестве с обществом".
Какие же факторы определяют необходимость модернизации современного украинского менеджмент-образования? Прежде всего, это обстоятельства, связанные с эволюцией новой экономики: постепенным изменением структуры отечественного производства: формированием информацийно-коммуникацийних рынков; расширением сектору аналитических, консультационных и маркетинговых услуг; усилением мотивации работников к приобретению и обновлению знаний, навыков, умений.
Кроме того, глобализация экономики Украины, ее амбиции относительно вступления в будущем в ЕС выдвигают дополнительные требования к модернизации национального менеджмент-образования. К этой группе факторов принадлежат: рост потребности в творческих высококвалифицированных менеджерах, аналитиках, маркетологах; увеличение мобильности работников; повышение требований к качеству образования; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; расширение возможностей получения образования.
Сегодня отношения „государство - рынок - ВНЗ" развиваются в условиях глобализации. На мировом рынке образовательных услуг преобладает неолиберальна концепция, приоритет принадлежит гуманистическим и демократическим ценностям. Основные направления изменений, которые происходят, связанные с глобализацией, конкуренцией и общественным контролем, ролью государства в реформе высшего образования.
Эксперты отмечают такие особенности мирового рынка высшего образования:
• коммерциализация сферы высшего образования в большинстве стран мира;
• наличие национальных и региональных отличий относительно формы и темпа рыночных превращений;
• тенденция приватизации государственных учреждений высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы;
• превращение ВНЗ на образовательную корпорацию.
Следовательно, констатируется широкое проникновение рыночных сил в сферу высшего образования. Имеющиеся региональные отличия в уровнях частного высшего образования находятся в русле общей тенденции: в большинстве стран Западной Европы свыше 95% студентов учится в публичных учреждениях; на Филиппинах, в Японии, Южной Корее и Индонезии почти 80% услуг по высшему образованию предоставляет частный сектор. Среди наиболее обсуждаемых проблем сегодня - статус образования (становится ли она частной услугой, или остается в общественном секторе), а также шансы образования конкурировать с другими услугами, которые финансирует государство.
Интернационализация рынка образовательных услуг регламентируется документами Всемирной торговой организации (ВТО), которая является одним из основных инструментов глобализации экономики. Законодательные рамки для торговли услугами в области высшего образования устанавливает Генеральное соглашение участников этой организации из торговли услугами. Это многостороннее юридическое соглашение регулирует процессы международной торговли услугами, предоставляя оптимальные условия для развития национальных экономик с возможностью их выхода на глобальные рынки. Образовательные услуги, включая вишу образование, являются одним с 12 секторов, которые вошли в соглашение. Все правила, соглашения, протоколы ВТО ориентированы на снятие большей части ограничений, на стимулирование открытости национальных рынков высшего образования, участие ВНЗ в международных рынках. В ходе переговоров из вступления во ВТО Украина уже подписала более десятка двусторонних протоколов относительно доступа на рынки товаров и услуг, в частности с Европейским союзом. Присоединяясь к ВТО, Украина должна согласовать перечень обязательств из доступа иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок образовательных услуг, в частности в коммерческой форме.
В Украине „создание рынка образовательных услуг и его научно-методического обеспечения" определено как одно из приоритетных направлений государственной политики относительно развития образования. Для того чтобы наполнить этот тезис реальным содержанием, следует разработать государственную программу развития рынка образовательных услуг. Главные направления его совершенствования - это развитие конкуренции, реформирование органов регуляции и контроля, изменения в законодательстве. Целесообразно включить в среднесрочную стратегию развития рынка образовательных услуг такие элементы: