• описание текущей ситуации с использованием количественных и качественных показателей;
• описание проблем внутреннего рынка образовательных услуг;
• описание проблем в контексте конкурентоспособности страны на международном рынке;
• цели на год и предметные области, в которых необходимая модернизация;.
• систему индикаторов прогресса;
• систему координации мероприятий по предметным областям;
• для каждой предметной области - цель модернизации, описание текущей ситуации, план действий, индикаторы прогресса;
• механизм ежегодной корректировки.
От органов государственной власти зависит создание условий для успешной реализации программы развития рынка образовательных услуг. Среди этих условий - формирования необходимых стимулов для участников рынка, создание мотивов, которые способствуют привлечению инвестиций. Для решения подобных заданий нужная координация разных инструментов экономической политики - налоговой, таможенной, регулятивной, бюджетных инвестиций, кредитов, гарантий, выделение средств в сфере образования, развития инфраструктуры.
Нужно признать, что недостатки свойственные украинскому рынку образовательных услуг в сфере менеджмента больше, чем преимущества.
Участники рынка к преимуществам украинского менеджмент-образования относят:
• фундаментальное базовое образование;
• сеть специализированных базовых школ, колледжей в структуре университетов.
Недостатками украинского менеджмент-образования можно назвать:
• отсутствие долговременных традиций учебы менеджмента;
• несоответствие учебных программ международным стандартам;
• нехватку и недостаточную квалификацию професорско-викладацкой составлю;
• недостаточное количество специалистов, которые выпускаются;
• низкое среднее качество подготовки студентов;
• несоответствие мировому уровню подготовки специалистов в подавляющем большинстве ВНЗ.
Ситуация, что сложилась, свидетельствует о неспособности участников рынка менеджмент-образования - университетов и бизнес-школ - обеспечить потребность бизнеса в соответствующих специалистах. Особенно это касается специалистов, призванных решать задание на стыке информационных технологий с менеджментом, экономикой, финансами, кадрами, готовых к работе в отраслях новой экономики. Среди таких нужных и в то же время недостаточно представленных на рынке труда специальностей - бизнес-аналитика управления информационными ресурсами предприятия, организация информационных систем и тому подобное.
Близко трети студентов в нашей стране учатся специальностям в областях экономики и менеджмента, причем преимущественно это образование платно, а следовательно, востребованная. Однако, как заметил П.Ф. Друкер, “Развитие бизнеса показывает, что спрос на красивых менеджеров растет быстрее, чем возможности их подготовки".
В результате изменений, которые происходят на рынке украинского менеджмент-образования, изменяется роль государства, которое, оставаясь гарантом доступности образования, перестает быть единственным контролером ее качества, разделяет; груз ресурсного обеспечения образования с частными структурами. В „Стратегии экономического и социального развития" Украины утверждается, что „люди с их интеллектуальным, предпринимательским, производственным потенциалом являются основным стратегическим ресурсом государства, главным фактором экономического роста. Наличие эффективной системы подготовки новых работников, которые бы отвечали современным требованиям к квалифицированной рабочей силе, является обязательным условием экономической стабильности общества". Придавая такое большое значение образованию, государство берет на себя ответственность за его развитие.
Одной из форм административно-правового влияния государства на процессы развития человеческого потенциала является стандартизация. Специалисты придерживаются двух точек зрения относительно стандартов в сфере менеджмент-образования. Одни считают, что стандарты сдерживают прогресс в образовании, не позволяют адекватно реагировать на быстро изменяемые потребности рынка труда. Другие подчеркивают необходимость сохранения стандартов как гаранта стабильности образовательной среды, особенно в условиях государственной системы образования.
Принимая во внимание стремление Украины стать полноправным членом Зоны европейского высшего образования, следует отметить необходимость модернизации имеющихся стандартов с учетом положений Болонской декларации.
Стандарты должны удовлетворять такие требования:
• отображать социально-экономические реалии функционирования системы образования в стране;
• определять минимальные требования к подготовке студентов и оставлять пространство для творчества в разработке учебных планов и программ, которые отображают профиль учебных заведений;
• стандарты высшего образования должны учитывать состояние и характер стандартов среднего образования;
• структура и содержание стандартов должны различаться для разных уровней образования.
Следовательно, стандарты, не ограничивая возможностей ВНЗ из повышения качества образования, призванные обеспечить преемственность и согласованность в образовательном пространстве страны.
Чтобы реализовать требования стандартов, организовать качественный образовательный процесс, ВНЗ необходимое разнообразное ресурсное обеспечение: научно-методическое, организационное, финансовое, информационное, техническое. Признание образования ключевым фактором конкурентоспособности, экономического роста и стабильности страны возлагает на украинское правительство обязательства з- ресурсной поддержки образования в стране. О том, в какой мере выполняет государство эти обязательства, свидетельствуют данные об инвестициях в человеческий капитал. В 2008 году в Украине суммарные расходы на образование составляли 3% ВВП (который составлял 19% от ВВП ЕС). Не удивительно, что за индексом развития человеческого потенциала Украина занимала 2008 году 95-то место среди 175 стран.
Проблема финансирования образования - одна из злободневных и в странах совершенствования научной и преподавательской деятельности", - отмечается в докладе, распространенном недавно Еврокомиссией.
Одним из финансовых инструментов усовершенствования образования в Украине, в частности развития менеджмент-образования, есть увеличение объема внебюджетного финансирования образования. Поэтому предметом особенного беспокойства украинского правительства должно стать повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Для этого могут быть использованы такие механизмы: введение льготного налогообложения частных инвестиций, включая освобождение от уплаты налогов из благодетельных пожертвований; разрешение организациям, которые направляют средства на образование, включать расходы на подготовку и переподготовку персонала в производственные расходы.
Главными производителями услуг на рынке менеджмент-образования в Украине являются университеты. По мере развития рынка происходит изменение системы мотивов и стимулов университетов, возникают новые аспекты в реализованных ими функциях. Как организация сферы образования с ее социально-экономической природой университет выполняет как экономическую, так и социальную функцию. В своей социальной роли университет призван удовлетворить общественные ожидания из повышения качества жизни, социального развития региона, где он размещен, и тому подобное.