Далее, проанализируем обладает ли фирма ключевыми компетенциями и какими именно.
Ключевые компетенции - те виды деятельности, в которых организация наиболее конкурентоспособна или является лидером. Под видами деятельности подразумеваются скорее внутренние составляющие бизнес процесса фирмы (участки ее внутренней цепочки ценностей).
Например, фирма может обладать ключевыми компетенциями в области производства, маркетинга, финансирования проекта, быть технологическим лидером, в области сбыта и т.д.
Ключевые компетенции могут и отсутствовать, но при этом фирма очень редко добивается лидерства на рынке.
Таки образом, сделаем вывод о том, какие виды деятельности удаются фирме больше всего, в какой области является она лидером, то есть какими ключевыми компетенциями обладает фирма.
Исходя из анализа внешней и внутренней среды видно, что фирма занимает стабильное положение на рынке коттеджей, доля бизнеса на рынке 14%, что незначительно отличается от доли крупнейшего конкурента. Рентабельность продукции фирмы составляет 26,5%, этот показатель больше чем по отрасли в целом и выше среднерегионального уровня. Её ключевой компетенцией является то, что используя высокий уровень технического развития и самые современные технологии, фирма имеет возможность производить продукцию более высокого качества относительно конкурентов (отличия выражаются в капитальности конструкций, дороговизне строительных материалов, в больших размерах помещений и дома в целом, в поиске индивидуализации облика дома, в разнообразии отделки), то есть является лидером в области производства.
Выполняется сводная оценка конкурентной позиции отделения аналогично комплексной оценке привлекательности отрасли, принимая в качестве факторов, характеризующих конкурентоспособность показатели внутренней среды. Выбор факторов зависит от специфики рынка и стадии жизненного цикла на которой находится рынок и соответствует ключевым факторам успеха для данной отрасли.
Для стадии насыщения наиболее важными факторами, характеризующими конкурентоспособность фирмы являются следующие факторы.
Первым фактором, характеризующим конкурентоспособность фирмы, является доля бизнеса на рынке, которая составляет 14%. Фирма не является лидером отрасли, но величина ее доли не значительно отличается от доли лидера. Присвоим данному фактору оценку 3 по пяти бальной шкале.
Вторым фактором, используемым при оценке конкурентоспособности бизнеса является уровень качества продукции. Уровень качества продукции не уступает уровню качества продукции конкурентов:
площадь квартир (коттеджей) в среднем больше чем у конкурентов
инфраструктура районов средняя, соответствует предложению конкурентов
цена имеет множество вариантов, колеблется в широких пределах.
Учитывая, что рынок характеризуется неценовой конкуренцией, а стратегией в отрасли является дифференциация по качеству, а наша фирма использует самые высокие современные технологии присвоим данному фактору оценку 4 по пяти бальной шкале.
Следующим фактором, используемым для оценки конкурентоспособности фирмы является уровень рентабельности продукции фирмы, значение которого 26,5%, это больше чем в среднем по отрасли и выше среднерегионального уровня. Исходя из этого присвоим данному фактору оценку 4. Последним рассмотрим такой фактор как уровень вертикальной интеграции. В нашем случае наблюдается стремление к монополизации отрасли поставщиков основного материала. Доля подсобных производств растет и равняется 35%. Доля продукции подсобных производств в себестоимости фирмы не изменяется с 2002 года и составляет 12,6%. Средняя доля подсобных производств в материальных затратах характеризует уровень обратной вертикальной интеграции. Развитие собственных производств строительных материалов снижает неопределенность в работе компании, связанную с зависимостью от поставщиков. Однако, большой уровень вертикальной обратной интеграции ведет к возрастанию капиталовложений компании в отрасль, увеличивает предпринимательский риск. Исходя из этого, присвоим данному фактору оценку 3 по пятибалльной шкале.
Далее определим вес каждого фактора.
Для этого представим матрицу попарных сравнений, представленную в виде таблицы:
Доля бизнеса на рынке |
Качество продукции |
Рентабельность |
Вертикальная интеграция |
Средняя геометрическая оценка важности Хi |
Нормализованные веса Рi | |
Доля бизнеса на рынке |
1 |
2 |
2 |
4 |
√1*2*2*4 = 2 |
2/4,674=0,428 |
Качество продукции |
1/2 |
1 |
2 |
4 |
√1/2*1*2*4 = 1,414 |
1,414/4,674=0,303 |
Рентабельность |
1/2 |
1/2 |
1 |
2 |
√1/2*1/2*1*2 = 0,84 |
0,84/4,674=0,179 |
Вертикальная интеграция |
1/4 |
1/4 |
1/2 |
1 |
√1/4*1/4*1/2*1 = 0,420 |
0,420/4,674=0,09 |
Σ |
2,25 |
3,75 |
5,5 |
11 |
4,674 |
1 |
Полученную матрицу можно с достаточной точностью использовать для определения весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты показывают относительную значимость каждого критерия.
Таким образом, сведем все полученные данные анализа в таблицу:
Факторы |
Значение или характеристика |
Оценка |
Вес |
Средневзве шенная оценка |
Доля бизнеса на рынке |
14% |
3 |
0,428 |
30,428 * 40,303 * 40,179 * 30,09 = 3,45 |
Качество продукции |
Средний, не уступает конкурентам |
4 |
0,303 | |
Рентабельность |
26,5% |
4 |
0,179 | |
Вертикальная интеграция |
Уровень значительно меньшей чем у конкурентов |
3 |
0,09 |