λmax = 2,08*0,464+3,83*0,275+6,33*0,176+11*0,085 = 4,067
ИС= λmax-n/n-1= (4,067-4) /3=0,0223
ОС=0,0223/0,9=0,0248 < 0,1
Индекс согласованности в пределах нормы
Где 0,9 - значение средней случайной согласованности, для 4-мерной матрицы
Обоснование оценок самих факторов и расчет комплексной оценки занесем в таблицу:
Факторы |
Значение (характеристика) фактора |
Оценка |
Вес |
Комплексная оценка |
Рентабельность среднеотраслевая |
Среднеотраслевая рентабельность (21%) на уровне среднерегиональной (21%) |
3 |
0,464 |
30,464*30,275* 20,176*10,085 = 1,664*1,353* 1,13*1=2,54 |
Уровень конкуренции |
Средний. Неценовая конкуренция при отсутствии явного лидера (ИХХ близок к минимальному), при отсутствии агрессивной борьбе |
3 |
0,275 | |
Темп сокращения размера рынка |
Темп сокращения размера рынка примерно равен темпу ВНП |
2 |
0,176 | |
Потенциал спроса |
Соотношение потенциала и прогноза спроса 2,69 |
1 |
0,085 |
Таким образом, мы получили комплексную оценку долгосрочной привлекательности отрасли, которая составляет 2,54. Оценка является довольно низкой и обуславливает то, что отрасль в долгосрочной перспективе является непривлекательной.
Анализ внутренней среды бизнеса
Анализ основных показателей бизнеса приведем в виде таблицы:
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение для бизнеса |
Значение средне- отраслевое |
Выводы |
1 |
Доля на рынке, 2004 2003 2002 |
14% 15% 15% |
25% |
Фирма не является лидером рынка. Наблюдается незначительное изменение позиций: с 2002 по 2004 гг. - незначительное ослабление позиций, Ослабление позиций к 2004 году может быть обусловлено некоторым вытеснением фирмы конкурентами. |
2 |
Рентабельность продукции фирмы |
Растет 26,5% |
Не изменяется с 2003 г 21% |
Рентабельность продукции фирмы является выше среднеотраслевой. Можно предположить, что цена на предлагаемые коттеджи колеблется в больших пределах, что позволяет в отличии от конкурентов охватить более широки круг покупателей. Можно также предположить, что нас бизнес имеет более низкий уровень издержек по сравнению с конкурентами. |
3 |
Доля субподряда |
Растет 7,1% |
Растет 35% |
Доля субподряда фирмы в сравнении со среднеотраслевым значением значительно меньше, следовательно фирма имеет возможность выполнять большой спектр специализированных работ собственными силами с надлежащим качеством. При этом можно предположить, что издержки производства фирмы практически не отличаются от издержек в общем по отрасли. |
4 |
Вертикальная интеграция |
Не изменяется 12,6% |
Растет 35% |
Доля продукции подсобных производств в себестоимости не изменяется и составляет 12,6% что в два раза ниже показателей по отрасли. Это хорошая тенденция, т.к на стадии насыщения высокий уровень интеграции является проблемой, из-за того, что высокие капиталовложения повышают барьеры выхода, уровень риска. |
5 |
Загруженность производственной мощности |
70% |
Не изменяется 66% |
В целом для рынка на стадии насыщения низкая ЗПМ свидетельствует о высоких барьерах выхода. Наш бизнес имеет хоть и незначительный, но больший уровень загруженности по сравнению со среднеотраслевой загруженностью, что дает небольшое преимущество перед конкурентами. Определим также, каким образом изменяется объем продаж фирмы с 2002 по 2004 гг. Умножим размер рынка каждого года на доли фирмы, занимаемую ею в каждом году и получим: О02 = 0,15*134986,31=20247,95 т. р. О03 = 0,15*141735,96 = 21260,39 т. р. О04 = 0,14*140554 = 19677,56 т. р. Исходя из расчетов видно, что в 2004 году происходит сокращение объемов продаж фирмой, что обусловлено уменьшением размеров рынка и уменьшением доли бизнеса на рынке. |
6 |
Число сегментов рынка, 2003 2002 2001 |
1 1 1 |
4 3 1 |
В 2002 году рынок состоял из 1 сегмента. В 2003 наблюдается увеличение числа сегментов до 3, а к 2004 году увеличение количества сегментов до 4, при этом наша фирма с 2003 по 2004 гг. работает на 1 сегменте. Наша фирма не является лидером отрасли и работает всего на одном сегменте. Но анализирую все вышеперечисленные данные можно предположить, что фирма крепко занимает свою нишу и для дальнейшего стабильного развития ей требуется использование одной их трех стратегий: формирование на растущих рыночных сегментах в отрасли; дифференциация на основе улучшения качества и инноваций или обеспечение наименьших издержек по сравнению с другими. |
7 |
Отличия продукции фирмы |
Продукция фирмы является достаточно конкурентоспособной. Минимальное количество вариантов планировки не является слишком большим недостатком, если варианты планировки являются удачными, так же площадь предлагаемых коттеджей в среднем больше чем у конкурентов, а цена имеет множество вариантов и колеблется в широких пределах, что увеличивает круг потенциальных клиентов. Наша фирма работает на олигополистическом рынке, где конкуренты более или менее равны. Доля крупнейшего конкурента (25%) не значительно отличается от доли нашего бизнеса (14%). Дальнейшее же развитие фирмы может происходить по следующим сценариям: либо использовать наступающие стратегии для укрепления своих позиций и расширения доли рынка либо удовлетворится своим положением и получать стабильную прибыль, т.к на стадии зрелости и насыщения инвестиционные потребности минимальны, а финансовые потоки становятся положительными; рентабельные бизнесы на этих стадиях являются "генераторами наличности". | ||
площадь |
В среднем больше чем у конкурентов | |||
планировка |
Минимальное количество вариантов |
¨ | ||
районы |
Районы средней отдаленности |
¨ | ||
инфраструктура |
Средняя, соответствует предложению конкурентов | |||
возможность оплаты |
Только наличная оплата, хуже конкурентов | |||
цена |
Множество вариантов, колеблется в широких пределах |