В рамках корпоративной стратегии, руководство отделения формирует стратегию бизнеса, которая направлена на достижение определенного конкурентного положения на рынке. Стратегия бизнеса включает товарно-рыночную стратегию, стратегию конкурентной борьбы, стратегию интеграции/дезинтеграции и другие направления. Затем стратегия бизнеса конкретизируется на функциональном уровне - т.е. на уровне специализированных отделов в виде стратегий маркетинга, производства, сбыта, управления персоналом и т.д.
Проведем стратегический анализ внешней макросреды или так называемый SLEPT - анализ. SLEPT - анализ выявляет наиболее значимые положительно и отрицательно влияющие факторы макросреды, в частности и для строительного бизнеса в России, используя актуальные сведения о состоянии 5 групп факторов макросреды:
Социальные;
Правовые;
Экономические;
Политические;
Технологические.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, при этом важно уяснить: насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции, прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.
Таким образом, проведем SLEPT - анализ и приведем его в форме таблицы 1.1
Таблица 1.1
Группа факторов |
Факторы |
Значение фактора (Ai) (-5…+5) |
Вес фактора (pi) (0…1) |
Взвешенная оценка, Ai * pi |
S |
1. Высокий уровень безработицы |
+2 |
0,1 |
1,9 |
2. Медленный рост уровня социальной защищенности |
+3 |
0,3 | ||
3. Высокий уровень образования |
+4 |
0,3 | ||
4. Неблагоприятная демографическая ситуация (падение рождаемости и рост смертности) |
-2 |
0,1 | ||
5. Отсутствие государственных программ развития регионов страны, благодаря привлечению трудовых ресурсов из других регионов, заинтересованных высоким уровнем материального поощрения |
-1 |
0,2 | ||
L |
1. Низкая прозрачность законодательства, а также малое число законов прямого действия |
-5 |
0,3 |
-4,2 |
2. Усложненные и неоднозначно определенные процедуры оформления документов по отводу земли и выполнению технических условий |
-5 |
0,3 | ||
3. Слабая судебная система (отсутствие прямых механизмов защиты собственности) |
-3 |
0,3 | ||
4. Устаревшая и недоработанная система проектных норм и СНиПов |
-3 |
0,1 | ||
E |
1. Медленный рост уровня доходов населения |
-4 |
0,3 |
-2,3 |
2. Неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленностью и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на нефть |
-5 |
0,3 | ||
3. Довольно большие вложения инвестиционных средств в отрасль строительства |
+3 |
0,2 | ||
4. Высокие местные земельные налоги, арендная плата, налог на имущество |
-1 |
0,1 | ||
5. Местные географо-экономические особенности (высокий уровень издержек на теплоносители и как следствие, относительно низкая конкурентоспособность на внешнем рынке) |
-1 |
0,1 | ||
P |
1. Стабилизация политической власти |
+4 |
0,3 |
2,1 |
2. Стремление правительства к стагнации |
+1 |
0,1 | ||
3. Открытая внешняя политика |
+4 |
0,2 | ||
4. Недостаточное целевое финансирование жилищно-строительных программ |
-3 |
0,1 | ||
5. Поддержка ипотечного кредитования органами государственной власти |
+3 |
0,2 | ||
6. Поощрение местными властями точечной застройки |
-3 |
0,1 | ||
T |
1. Стремление к мировым стандартам |
+3 |
0,3 |
-2,5 |
2. Недостаточность инвестиционных ресурсов для разработки, внедрения и широкого использования собственных технологических разработок |
-5 |
0,3 | ||
3. Устаревшие технологии производства многих видов отечественных строительных материалов |
-5 |
0,3 | ||
4. Непоспевание предприятий-производителей строительных материалов за темпами строительства, что вынуждает потребителей материалов закупать их в других регионах или же за рубежом, что приводит к увеличению стоимости кв. м. жилья. |
-4 |
0,1 |