Ключом к преодолению сопротивления и достижению успеха в осуществлении изменений является вовлечение всех участников организации в процесс перемен. Принцип вовлеченности означает, что все люди, на которых отразится изменение, будут всецело вовлечены в идентификацию потребности или проблемы и в выработку решения. Степень вовлеченности сотрудников может быть разной и колеблется в промежутке от низкой до высокой. Конечно же, есть такие изменения, которые носят незначительный характер, их без возражений примет и поддержит подавляющее большинство, например, переименование и смена логотипа компании, - это мероприятие может проходить и без вовлечения всех сотрудников. Считается, что чем выше вовлеченность, тем эффективнее будет реализовываться стратегия изменений.
Регулировать степень вовлеченности сотрудников могут менеджеры компании, отвечающие за процесс проведения изменений, или же руководство и управленцы компании. Чтобы обеспечить вовлеченность сотрудников, осуществляются различные действия со стороны менеджеров, которые зависят от выбранной степени вовлеченности.
Изменения во внешней среде можно классифицировать по ряду признаков:
1) по месту появления;
2) по факторам воздействия внешней среды;
3) по временному признаку;
4) по территории охвата;
5) по степени воздействия;
6) по источникам происхождения;
7) по силе действия;
8) по степени воздействия и т.д. Анализ этих воздействия факторов и выработка стратегии адаптации к ним, есть процесс управления стратегическими изменениями на предприятии. [6]
Предпосылкой для создания механизма управления стратегическими изменениями является постоянное отслеживание причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, а также исследование изменений, происходящих во внешней среде для улучшения системы управления организацией.
2. Стратегический менеджмент на автотранспортном предприятии ОАО "ДальТранс"
ОАО "ДальТранс" - автотранспортное предприятия оказывающее транспортные услуги физическим и юридическим лицам по перевозке грузов как на ближние так и на дальние расстояния в пределах дальневосточного региона (хотя в стратегию развития компании входят планы организации транспортных услуг в сибирском регионе). Предприятие начало свою деятельность 1993 году.
Производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 150 единиц подвижного состава.
Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет ОАО "ДальТранс", распространяется, прежде всего, на следующие районы Дальнего востока - Приморский край, Хабаровский край, Амурская область; республика Саха-Якутия; Еврейский автономная область[7].
Сегодня предприятие испытывает хозяйственные сложности, заключающиеся в отсутствии должного капитального ремонта подвижного состава и, как следствие: сокращение его численности.
В течение 2003 года было снято с эксплуатации из-за отсутствия запчастей для ремонта 13 грузовиков марки "КамАЗ-5320"; 3 автобуса марки Икарус-280; 2 газели.
Миссией автотранспортного предприятия согласно Уставу ОАО "ДальТранс" является удовлетворение общественных потребностей в транспортных услугах на территории Дальневосточного Федерального округа.
Исходя из миссии, главной целью ОАО "ДальТранс" является организация грузопассажирских перевозок на территории Дальневосточного Федерального округа. Эта цель детализируется на более конкретные задачи, которые представлены в "дереве целей" (рис.5).
Рис.5. Дерево целей ОАО "ДальТранс"
Таким образом, стратегические цели компании очень дальние и широкие, что позволяет всегда иметь ориентир для дальнейшего развития.
В транспортном комплексе - одной из ведущих отраслей края - представлены практически все виды транспортных коммуникаций. Нас будет интересовать автомобильный транспорт.
Автодорожная сеть сосредоточена в основном в южной части края. Протяженность дорог общего пользования составляет более 5 тысяч км, в том числе с твердым покрытием - 4,5 тысячи км. Главные автомобильные дороги:
дороги федерального значения "Амур" (Чита-Хабаровск с мостовым переходом через реку Амур), "Уссури" (Хабаровск-Владивосток) и "Восток" (Хабаровск-Находка);
дороги регионального значения Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре; Селихино-Николаевск-на-Амуре; Ванино-Лидога и другие.
В северной части края и Федерального округа дороги зачастую отсутствуют, что создает трудность в коммуникациях и достижении некоторых целей компании "ДальТранс".
Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, ослабления позиций России на мировом рынке транспортных услуг. На международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам следствием является снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков.
Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств Хабаровского края, в том числе и новых, поставляемых транспортным машиностроением, существенно ниже мирового уровня. В транспортной инфраструктуре Хабаровска наиболее существенно отставание в применении современных транспортных технологий, а также в информатизации транспорта[8].
Следствием этого на внутреннем рынке Хабаровского края являются недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта.
Таким образом, ОАО "ДальТранс" испытывает недостаток современных технологий для эффективной работы транспортного предприятия по мировым стандартам. Отсутствует необходимые запасные части, недостаток топлива, средств автоматизации, недостаточный подвижной состав предприятия.
Проведем анализ внешней среды ОАО "ДальТранс" по СТЭП-факторам (социальным, технологическим, экономическим, политическим, правовым)
Таблица 1
Анализ внешней среды ОАО "ДальТранс" по СТЭП-факторам (социальным, технологическим, экономическим, политическим, правовым)
Фактор |
Состояние фактора и тенденции развития |
Характер влияния на организацию ("+"положительное; "-"отрицательное) |
Возможная реакция организации |
1. Социальный |
Высокая, но есть тенденция к сокращению |
"+" Создание рабочих мест; "-" Отсутствие постоянного покупателя услуг |
Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков |
1.1 Безработица | |||
1.2 Социально-культурный фактор |
Достаточно низкий, постепенно растет |
"-" привлечение дополнительных инвестиций в край, что тесно связано с транспортной системой. |
Введение определенных льгот для разных категорий потребителей |
2. Технологический |
Слабая, но существует тенденция к обновлению |
"-" выходят из строя многие единицы подвижного состава |
Дополнительное вложение средств в обновление транспортного парка |
2.1 Технико-экономическая оснащенность подвижного состава | |||
3. Экономический |
Значительный, но возможна стабилизация |
"-" Обесценивание денежных средств "+" При выплатах по долгосрочным займам |
Предусматривать в договорах индексацию платежей |
3.1 Уровень инфляции | |||
3.2 Уровень потребительских доходов |
Низкий уровень доходов, но наблюдается постепенный рост |
"-" Влияет на уменьшение количество оказанных услуг |
Снижение цен до возможного уровня на пассажирские перевозки |
4. Политический |
Удовлетворительное, разработка стратегий и перспектив развития коммуникаций |
"+" Стимулирование государством транспортных предприятий; "-" Регулирование транспортных предприятий |
Поиск стабильных потребителей, обеспечение стабильности деятельности |
4.1 Транспортная стратегия РФ | |||
4.2 Экономическая политика |
Построение рыночной экономики, медленно |
"+" Рост спроса на транспортные услуги |
Выход на новые рынки и удержание старых |
5. Правовой |
Удовлетворительно, постепенно приходит в порядок |
"-" Постоянные изменения в структуре хозяйственной деятельности |
Обеспечить резервный фонд предприятия |
5.1 Состояние законодательства |