Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления. Следующая важная особенность стратегического менеджмента - его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития: к чему стремиться, какие цели ставить. Для этого на основании оценки стратегических факторов определяются корпоративная миссия и долгосрочные цели предприятия.
Эффективная стратегия предприятия должна основываться на трех составляющих, которые являются результатом стратегического анализа:
1.правильно выбранные долгосрочные цели;
2.глубокое понимание конкурентного окружения;
3.реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.
Следующий этап стратегического менеджмента - формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.
При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.
Процесс формирования и оценки альтернативных вариантов развития предприятия представляет самостоятельную ценность для управления, поскольку позволяет менеджерам осмыслить возможные направления развития. Этот этап должен побуждать к размышлениям о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для предприятия это может привести. Разработка сценариев, портфельный анализ и другие методы предвидения изменений повышают гибкость предприятия. Причем «этот эффект проявляется даже тогда, когда план не выполнен в связи с тем, что некоторые гипотезы, положенные в основу сценария, не материализовались».
Когда общая стратегия сформулирована, внимание стратегического менеджмента перемещается на процесс ее реализации.
Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. Наконец, результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды. Вместе с тем процесс оценки стратегии может потребовать дополнительного анализа внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходим мониторинг и ежегодная корректировка стратегических решений и планов.
Рассмотрение основных этапов стратегического менеджмента показывает, что это - комплексная система управления, основанная на прогнозировании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к изменениям.
Система стратегического менеджмента, может помочь руководителям:
1. предвидеть тенденции развития бизнеса;
2. отслеживать и понимать влияние внешнего окружения;
3. делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.
Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают руководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Канадский профессор Г. Минцберг изучил примерно 1500 публикаций о западной разновидности стратегического управления. И пришёл к следующим выводам. По его мнению, существует 10 школ стратегического управления. Три первых описывают, как стратегия должна формироваться. Шесть следующих пытаются описать, как она формируется на практике. Десятая и последняя школа объединяет тех, кто рассматривает стратегию, как нечто непостоянное, зависящее от обстоятельств. Его работа предлагает хорошую иллюстрацию разрозненности мышления при рассмотрении объекта стратегии. Под «школами» Минцберг подразумевает определённые варианты стратегического управления. Которые имеет большое число последователей и среди практиков, и среди учёных[15].
Предписывающие школы стратегического планирования:
1. Стратегия как «большая модель»
Школа «модели», как он ее называет, считает, что «большая стратегия» получается в результате сознательного и тщательного мыслительного процесса. Текущие цели и задачи проверяются в свете SWOT анализа (силы, слабости, возможности и угрозы), после чего определяются стратегические альтернативы. Затем эти альтернативы оцениваются, принимая во внимание ценности высшего руководства и потребность в социальной ответственности, и выбирается единственная «лучшая» стратегия. Генеральный директор не только контролирует процесс, он (или она) сам(а) «выстраивает» стратегию. В этой модели, конечный продукт уникален для конкретной организации и появляется в форме подробной «полной» стратегии.
Школа «большой модели» предполагает ведущую роль в процессе стратегического управления высшего руководителя. Он генератор (либо оценщик) идей. Специалисты призваны помогать высшему руководителю на всех фазах стратегического процесса. Чаще всего пренебрегаются альтернативные варианты стратегии. Они либо вообще не предусматриваются. Либо не прорабатываются так же тщательно, как «большая модель». На альтернативные стратегии не хватает времени и сил высшего руководителя. Он весь «выкладывается» в главной стратегической программе. Такой вариант стратегического управления можно назвать «цивилизованным вариантом неформализованной разновидности стратегической деятельности». Руководитель не «носит» всю стратегию в голове. Он считает обязательным «просчитывание» его стратегических идей с помощью специалистов.
2. Стратегия как «план»
Здесь формирование стратегии является неотъемлемой частью процесса планирования. Поэтому это очень формализованный, рациональный процесс, обычно разделяемый на конкретные шаги, каждый из которых сопровождается аналитической работой и поиском ответов на ряд вопросов. С точки зрения Минцберг, такой подход напоминает конвейер. Каждый элемент плана может быть конкретизирован и выделен, затем происходит работа над всеми компонентами, которые потом вновь собираются в одно целое, и получается правильная стратегия. Стратегия является чертежом, содержащим конкретные цели, бюджеты, программы и планы деятельности. Хотя она и находится в сфере внимания генерального директора, непосредственная работа выполняется штатными плановиками, которые привлекают высшее руководство только в случае необходимости.
В данном случае основным стратегическим субъектом становится «аппарат»- специалисты. Они «на конвейере» отрабатывают несколько вариантов стратегии (сценариев), которыми можно пользоваться сообразно ситуации.
3.Стратегия как «позиция»
Стратегия строится на основе военной идеи необходимости занятия соответствующей позиции. От успеха либо неудачи в занятии позиции и зависит судьба организации. И действительно, многие выводы школы «позиционирования» звучат как «военные правила». «Если вы попали в такую-то ситуацию, вам надлежит занять следующую позицию».