Республиканское унитарное производственное предприятие «Витязь» – главное промышленное предприятие Витебска. Решение о создании витебского телевизионного завода было принято 3 марта 1976 года. По первоначальному проекту предусматривался выпуск цветных телевизоров в объеме 300 тысяч штук в год. Был объявлен конкурс на лучшее название телевизора. Поступило около 150-ти предложений. Это были самые разнообразные названия: «Спектр», «Зенит», «Жемчуг», «Витязь», «Крыніца» и другие. Уже в апреле 1977 года была утверждена первая модель цветного телевизора «Витязь-722», и к ноябрю того же года заводчане изготовили два действующих образца, которые были продемонстрированы в Москве на юбилейной выставке в Министерстве радиопромышленности.
РУПП «Витязь» сегодня – это самые современные передовые технологии. На смену сегодняшнему аналоговому телевидению приходит высокая технология цифрового вещания, которая обладает огромными преимуществами. В первую очередь это улучшенное качество вещания и помехозащищенность, необыкновенно высокое качество звукового сопровождения и богатые сервисные возможности, недоступные ранее. Качество картинки цифровых телевизоров «Витязь» отличает реалистичность и четкость изображения, высокое разрешение видимых деталей и естественность цветов передаваемого изображения.
Помимо основной продукции «Витязя» – цветных и черно-белых телевизоров, на предприятии производят бытовую технику, медицинское оборудование, мебель, строительные материалы и противопожарную технику. Следуя за развитием современных мировых технологий, предприятие налаживает выпуск современных плоских телевизоров на основе жидкокристаллической панели. Меняется время, меняются технологии, но неизменным в продукции «Витязь» остается высокое качество и стремление быть первым.
Задание 1
Определить, какая из стратегий более отвечает интересам и целям завода «Витязь».
Анализ стратегических альтернатив завода заключается не только в рассмотрении собственной продукции и доли рынка фирмы, но и в анализе стратегического положения конкурентов и конкурентного положения предприятия на рынке изготовления телевизоров. Как и все прочие классические модели, модель стратегического планирования завода можно определить путём использования так называемой модели DPM, представляющая таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны и отраслевую привлекательность. Здесь ось Х отражает конкурентоспособность бизнес-сектора завода, т.е. его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес-области. Ось Y – общее измерение состояния и перспектив отрасли.
Рис. 1. Представление модели DPM
В данной модели каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии. Однако, деятельности завода применимы следующие стратегии:
Позиция «Лидер бизнеса». Отрасль привлекательна и завод «Витязь» имеет в ней сильные позиции, являясь одним из лидеров отечественного производства телевизоров.
Потенциальный рынок велик, темпы роста рынка высокие. Слабых сторон завода, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.
Возможные стратегии: продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей.
Позиция «Стратегия генератора денежной наличности». Завод занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Она не лидер, но один из лидеров. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли – снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность завода высока, а издержки низки.
Возможные стратегии: бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода завода. Поскольку также требуется и развитие бизнеса в будущем, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.
После того как руководство фирмы рассматривает имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность завода. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на все предприятие. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию завода. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителями завода «Витязь» влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:
- Риск. Какой уровень риска руководство завода считает приемлемым? Риск является фактом его жизни, но высокая степень риска может ее разрушить.
- Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив.
- Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче заводу. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу предприятия.
Процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических планов, политики, процедур и правил, является весьма сложным.
Вместе с тем, одним из главных элементов стратегического менеджмента являются, на взгляд автора, маркетинговые исследования, позволяющие заводу «Витязь» четко оценить свое место на рынке производства отечественных телевизоров и определить направления дальнейшей деятельности.
Задание 2
Указать, какие из факторов риска и их слагаемых наиболее значимы для деятельности завода. Оценка степени риска.
Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная «Анализ STEP-факторов».
структура конкуренции |
технологический фактор |
договорные обязательства |
рынок |
«Витязь» |
цены |
социальный фактор |
экономический фактор |
политический фактор |
Рис. 2. Внешнее окружение завода «Витязь»
На прибыльность завода в данном периоде времени влияют следующие факторы (рисунок 3):
потенциальные конкуренты | ||
поставщики зависимость от поставщиков |
прибыльность завода «Витязь» |
покупатели зависимость от покупателей |
заменители |
конкуренты |