Существует множество факторов среды, которые влияют на организацию и эффект воздействия которых на организацию может быть не совсем явным. Для того чтобы оставаться прибыльными, организации должны противостоять неопределенности обстановки. Под неопределенностью мы подразумеваем то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды и руководителям трудно предсказать возможные внешние изменения. Неопределенность обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат и вероятностей рисков, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Организации стараются получить представление о неопределенных условиях посредством анализа, пытаясь свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать. Очевидно, что обстановка, с которой сталкиваются организации, не одинакова. Различной конкретной обстановке соответствуют различные уровни неопределенности. Эти различные уровни могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:
· степени простоты или сложности обстановки;
· степени стабильности (устойчивости, постоянства) или нестабильности (динамичности) событий.
Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений. Организации, действующие в определенной и неопределенной внешней обстановке, будут управляться, и регулироваться по-разному. Также важно и то, чтобы структура или система управления организации соответствовала внешней среде, в окружении которой она находится. В широком смысле организация может применять для снижения неопределенности внешней обстановки две общие стратегии. Организация может реагировать приспособлением и изменением ее действий с целью добиться соответствия их обстановке (внутренняя стратегия). В другом случае организация может попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации. Это — внешняя стратегия. Рассмотрим более подробно эти два типа стратегий.
Внешние стратегии
Маркетинг. Большие денежные средства тратятся организациями каждый год на такие маркетинговые мероприятия, как исследование рынка, потребительских предпочтений, создание брендов («узнаваемых» торговых марок), рекламу их продукции и услуг. Организации тратят эти суммы, пытаясь снизить неопределенность среды, о чем свидетельствует подверженность потребителей рекламному воздействию, выработка приверженности к марке их продукции, снижение конкурентного давления и стабилизация спроса. Заключение контрактов. В данном случае речь идет о контрактах, призванных оградить организацию от колебаний качества и цен на необходимые ей материалы, а также производимую ею продукцию. Например, руководство может заключить контракт на определенный срок, условия которого предусматривают точные расценки на поставляемые материалы, или же контракт на продажу покупателю определенного процента произведенной продукции. Кооптирование. Организации могут «поглощать» из своего окружения отдельных лиц или другие организации, которые угрожают их стабильности. Это наиболее наглядно проявляется в выборочных назначениях в совет директоров различных корпораций. Например, можно ожидать, что организации, сталкивающиеся с неопределенностями в финансировании, будут назначать членов советов директоров из числа руководителей банков и других финансовых учреждений. Объединение. Термин «объединение» обозначает ситуацию, когда организация объединяется с одной или с несколькими другими организациями для совместной деятельности. Примерами такой внешней стратегии являются слияния и создание совместных предприятий. Подобный метод может способствовать уменьшению неопределенности параметров внешней среды за счет ослабленияконкуренции между организациями и снижения их зависимости друг от друга.
Лоббирование. Лоббирование может быть определено как использование влияния отдельных лиц, социальное и политическое положение которых позволяет содействовать достижению выгодного для организации результата при принятии решений, и является еще одним методом, используемым организациями для управления внешней средой. Чаще всего лоббирование проявляется в том, что организации, как индивидуально, так и совместно, через свои торговые ассоциации и группы политического давления активно стремятся повлиять на законодателей с целью принятия выгодных для них законов и правил. Так, организация может оказывать давление на органы, принимающие решения, для достижения льгот, более выгодного налогообложения, для снижения процентных ставок и т. д.
ОАО "Сургутнефтегаз" является наследником советского производственного объединения "Сургутнефтегаз", созданного в 1977г. и занимавшегося добычей нефти на территории среднего течения реки Оби, в районе города Сургута. "Сургутнефтегаз" - третья по величине частная нефтяная компания в России. Компания обладает мощным потенциалом развития, который практически не реализуется ее руководством, что находит отражение в отставании динамики цен акций "Сургутнефтегаза" от конкурентов по отрасли. "Сургутнефтегаз" работает только на территории России, в числе его активов месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе и в Якутии, один нефтеперерабатывающий завод в Киришах Ленинградской области, один газоперерабатывающий завод в Сургуте и четыре сбытовых предприятия в Новгороде, Пскове, Твери и Калининграде. "Сургутнефтегаз" является одна из самых закрытых компаний в нефтяной отрасли: до сих пор точно не объявлен прямой расклад долей акционеров. 91,9% акций компании значится в графе "прочие акционеры", а 8,1% - принадлежат негосударственному пенсионному фонду "Сургутнефтегаз". Уставный капитал ОАО "Сургутнефтегаз" составляет 43 млрд 427 млн 992 тыс. 940 руб. и разделен на 35 млрд 725 млн 994 тыс. 705 обыкновенных и 7 млрд 701 млн 998 тыс. 235 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 руб. На протяжении всего времени существования "Сургутнефтегаза" менеджмент компании внимательно следит за любыми действиями по возможному недружественному поглощению со стороны других игроков нефтяной отрасли. Несколько лет подряд на рынке циркулировали слухи о возможном слиянии "Сургутнефтегаза" с "Роснефтью". А весной 2003г. предпринимались попытки скупить акции "Сургутнефтегаза" на фондовом рынке. Само руководство никак не комментировало эту информацию, но в апреле того же года совет директоров нефтекомпании решил изменить с ОАО на ООО форму собственности "дочки" "Сургутнефтегаза", на балансе которой находились 36,7% акций материнской структуры. Эта дочерняя компания, которая до 2003г. называлась ОАО "НК "Суртутнефтегаз", также получила и другое наименование - ООО "Лизинг Продакшн". После реорганизации "Лизинг Продакшн" рассталось с обязательством информировать общественность о своей деятельности. Таким образом была устранена опасность концентрации крупного пакета акций в руках стороннего инвестора. Что касается отношений с миноритарными акционерами, то у руководства "Сургутнефтегаза" с ними существует давний конфликт - миноритарии требуют признания части акций компании "казначейскими", что в соответствии с российским законодательством приведет к их погашению, в результате чего доли других акционеров увеличатся. Однако принимаемые до сих пор "Сургутнефтегазом" меры позволяют ему выигрывать судебные разбирательства с миноритариями. В 1996г. из-за этого конфликта "Сургутнефтегаз" не смог провести консолидацию сбытовых активов и перейти на единую акцию. Несмотря на небольшой географический разброс добывающих активов и большое количество старых месторождений, "Сургутнефтегаз" сохраняет стабильные темпы роста добычи углеводородов. Компания уделяет много внимания новым технологиям и применяет их в добыче. Располагая своим научно исследовательским институтом, "Сургутнефтегаз" создал специальное подразделение, которое занимается внедрением различных методов по снижению темпов естественного падения добычи нефти на "старых" месторождениях. Кроме того, компания увеличивает запасы за счет покупки новых лицензий в районе своей деятельности. "Сургутнефтегаз" уже много лет ускоренными темпами развивает и энергетический сектор путем строительства малых станций для производства электроэнергии. Сейчас у компании 17 газотурбинных и газопоршневых электростанций. На них поставляется попутный газ с собственных месторождений, которые впоследствии и пользуются выработанной своими силами электроэнергией. Таким образом, сегодня "Сургутнефтегаз" на 25% обеспечивает работу производственных объектов за счет собственной электроэнергии. С момента создания "Сургутнефтегаз" купил только два крупных актива. Менее удачной покупкой можно считать блокпакет акций нефтяного трейдера "Нафта-Москва", являющегося на момент приобретения приемником внешнеторгового объединения "Союзнефтеэкспорт". Этот актив компания купила для экспортных продаж своей нефти в 1999г., а продан он был уже в 2001г. После этого экспортные поставки "Сургутнефтегаза" осуществлялись через специально созданное собственное подразделение.