Главная задача государства как одного из социальных партнеров - создание условий для полной реализации в стране гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий организациям трудящихся и предпринимателей. Иными словами - формирование поля для социального взаимодействия.
В нынешних социально-экономических условиях Правительство РФ как член МОТ взяло на себя инициативу по разработке и реализации концепции социального партнерства, создав Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Некоторые последствия уже четырехлетнего функционирования системы социального взаимодействия проявились с достаточной очевидностью. Этот новый в нашей стране орган представляет собой работающий в режиме сотрудничества институт согласования интересов профсоюзов, предпринимателей и правительства.
Ежегодно в России заключается более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Такую работу ведут и субъекты Федерации, где заключается в год свыше 70 региональных, 338 отраслевых и 188 территориальных, а также около 100 тысяч коллективных договоров.
Однако без кардинальных перемен в социальной политике не удастся запустить по-настоящему механизм регулирования трудовых отношений. Многие работодатели уклоняются от заключения договоров, так как боятся брать на себя социальные гарантии. Нередко на предприятиях вообще нет никаких обязательств по отношению к наемному работнику. Именно поэтому Правительство, прежде всего, приводит ныне организационно-правовую базу социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Концепция "трехстороннего сотрудничества" понимается МОТ в широком смысле и обозначает в целом все формы взаимодействия, которые имеют место между государством — обычно представляемым правительством работодателями и трудящимися и которые касаются разработки и применения экономической или социальной политики. Термины "трехстороннее сотрудничество", "трехсторонние отношения", "трехстороннее взаимодействие" и "трипартизм" обычно используются в качестве синонимов.
Имеется множество отличий между разными видами трехстороннего сотрудничества. Одно из этих отличий касается уровня, на котором оно происходит. На практике оно в основном имеет место на национальном межотраслевом уровне, часто называемом также "центральным уровнем". В определенных случаях оно происходит на более низких уровнях, то есть на региональном, районном или местном, или на уровне отдельных отраслей или отдельных предприятий. Имеются также примеры трехстороннего сотрудничества на международном уровне. На мировом уровне трехстороннее сотрудничество осуществляется только в рамках МОТ.
Следует иметь в виду и разнообразие функций, которые может нести трехстороннее сотрудничество. Необходимо различать, прежде всего, сотрудничество, имеющее консультационный характер, и сотрудничество, представляющее подлинные переговоры, нацеленное на достижение соглашений, на основе которых стороны принимают на себя обязательства, даже если эти соглашения не являются коллективными договорами с правовой точки зрения. Что касается функции консультаций, то здесь примером могут быть консультации в органах типа экономических и социальных советов, призванных давать рекомендации по вопросам экономической и социальной политики; что же касается функции переговоров, то это подготовка договоров типа экономических и социальных соглашений, по которым стороны берут на себя обязательства решать определенным образом насущные экономические и социальные проблемы. Необходимо, однако, отметить, что различия между консультациями и переговорами часто трудно установить на практике. Это объясняется, главным образом, тем, что консультации, если они взаимно воспринимаются сторонами, становятся часто процессом взаимных уступок, являющимся отличительной чертой переговоров, в результате которых заключается соглашение.
Помимо консультаций и переговоров, существуют и другие формы трехсторонних отношений. Наиболее важными из них являются те, которые имеют функцию принятия решений в каком-либо совместно созданном сторонами органе. Функция принятия решений, принимаемых обычно большинством голосов, может касаться разработки политики (например, определение размеров минимальной заработной платы, системы страхования от безработицы и т.п.). На практике решения, принятые этими органами, часто во многом являются результатом переговоров между группами, которые в них представлены. Примером в данном случае может служить Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996-1997 гг.
Рассматривая функции трехсторонних отношений, необходимо также подчеркнуть, что: во-первых, они часть выполняют важную функцию информирования сторон. Во-вторых, часто встречается термин "трехсторонний обмен мнениями". Этот термин широко используется, когда речь идет о трехстороннем обмене мнениями, и стороны принимают меры для рассмотрения и решения крупных экономических и социальных проблем посредством достижения консенсуса.
Следует также отметить, что, помимо работодателей или работников, иногда в трехстороннем сотрудничестве участвуют другие заинтересованные стороны, например, представители малого бизнеса или определенные объединения, такие как кооперативы и торгово-промышленные палаты.
Во многих случаях охват трехстороннего сотрудничества имеет очень широкую сферу. Так, консультационные органы, такие как экономические и социальные советы, а также договоры, такие как экономические и социальные соглашения, рассматривают, если не все, то, по крайней мере, большое число вопросов национальной экономической и социальной политики. В других случаях трехстороннее сотрудничество касается более конкретных вопросов, которые могут также носить весьма широкий характер политика в области заработной платы, политика в области занятости или гораздо более ограниченный характер - предотвращение некоторых профессиональных рисков, защита инвалидов.
Можно, наконец, провести различие между видами трехсторонних взаимоотношений, которые происходят в официальных органах, созданных для этой цели - будь это посредством законодательства или путем достижения договоренностей между сторонами - и за рамками подобных органов. Во втором случае речь идет обычно об отношениях, имеющих более или менее неформальный характер, которые развиваются на основе целевых процедур. На практике трудно представить себе, как может осуществляться функция принятия трехсторонних решений вне официального органа. Однако следует отметить, что понятия неформальных трехсторонних консультаций и переговоров включают фактически все неофициальные контакты, имеющие место - одновременно или поочередно - между представителями государственных органов власти, работодателями и работниками по любому экономическому или социальному вопросу. Эти контакты обычно имеют целью оказать влияние на политику государственных органов власти или на коллективные переговоры на всех уровнях.