Для развития карьеры в зарубежных фирмах работникам предлагаются специальные программы обучения или детализированные консультационные услуги для совершенствования индивидуальных планов продвижения по службе. Общая цель этих программ – сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.
Человек должен определиться со своими желаниями или возможностями и через консультирование понять, какого рода средства ему необходимы: обучение, тренинг, развитие. Предприятие также должно определить свои потребности и возможности в управлении персоналом, чтобы спланировать и обеспечить необходимую информацию, а также возможности обучения и развития своих работников.
Личные потребности и потребности предприятия могут совмещаться различными способами. Наиболее широко распространено неформальное консультирование специалистами по управлению персоналом и консультирование непосредственными руководителями. Каждый руководитель является по “совместительству” преподавателем, который постоянно развивает людей. В повседневной практической деятельности руководителя большое значение придается консультированию. Его цель – помогать другим людям разрешать проблемы и яснее видеть имеющиеся возможности.
Глава 3. Состояние и оценка эффективности системы управления на ОАО "Ижмашстанко"
Подбор персонала в Филиале осуществляется на основе существующего Порядка «Подбора персонала на ОАО "Ижмашстанко".
Инициация процесса подбора начинается в следующих случаях:
- введение новой должности;
- изменение структуры Общества;
- издания приказа об увольнении, переводе или оформлении отпуска по беременности и родам/уходу за ребенком.
Подбор на должности руководителей и специалистов на предприятии осуществляется путем внутренних перестановок (горизонтальной, вертикальной ротации), приглашений по рекомендации.
Подбор рабочих производится в тех же случаях, а также из обратившихся в Центр занятости населения или из числа самопроявившихся кандидатов.
Процесс подбора Отдел по работе с персоналом начинает только после поступлении заявки от руководителей подразделений. В заявке сообщается о требованиях к претендентам.
Обращение к рекрутинговым агентствам используется на предприятии крайне редко в связи с высокой стоимостью услуги. Стоимость услуги подбора персонала в 2 кадровых агентствах города представлены в табл.3.1.
Таблица 3.1
Стоимость услуги подбора персонала в кадровых агентствах г. Ижевска
Название агентства |
Стоимость 1 кандидата | ||
Должность руководителя |
Должность специалиста |
Рабочая профессия | |
ООО «Потенциал», сайт www.potential.infooffice.ru |
10 000-20 000 руб. |
5 000-9 000 руб. |
1 500-3 000 руб. |
Центр налогоплательщика, сайт www.cnp-consult.ru |
18-30% от годового ФОТ должности руководителя, руб. |
10-20% годового ФОТ должности специалиста, руб. |
200-1 000 руб. |
Отбор персонала из числа подобранных соискателей на предприятии осуществляют начальник Управления по работе с персоналом, начальник отдела по работе с персоналом, руководитель структурного подразделения по следующей схеме: 1 – анализ документов – определение соответствия кандидатов требованиям должности; 2- собеседование; 3 – установление испытания (после оформления необходимых документов о приеме на работу).
Принятому новому работнику устанавливается испытание на срок продолжительностью до трех месяцев и проводится его первичная адаптация. Адаптацией принятого работника занимается непосредственный руководитель – знакомит с коллективом и инфраструктурой предприятия, выдает должностную инструкцию, озвучивает цели и задачи подразделения, в котором предстоит работать. В случае успешного прохождения испытания сотрудник становится постоянным.
Отрицательным моментом в процессе приобретения можно назвать длительность подбора кандидата, в среднем после увольнения предыдущего работника и приемом нового проходит 2 недели. Предприятию для непрерывности работы на этом этапе требуется сокращение времени найма.
Оценка персонала на ОАО "Ижмашстанко" производится:
- при подборе кандидатов на прием на предприятие;
- при проведении аттестации работников;
- при присвоении, повышении или понижении квалификационных категорий специалистам.
Для решения этих задач в первом случае оценку производит начальник Управления по работе с персоналом, начальник отдела по работе с персоналом, руководитель структурного подразделения; во втором - аттестационная комиссия.
Из части системы развития персонала на предприятии регламентирована только аттестация.
Аттестация, а также присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов проводятся согласно «Положению о порядке проведения аттестации руководителей и специалистов ОАО "Ижмашстанко" (далее Положение).
Присвоение, повышение квалификационных категорий специалистов в настоящее время проводится по мере обращения в комиссию.
Аттестация на предприятии проходит на данный момент и поэтому ее результаты оценить пока невозможно. До настоящего момента аттестация проводилась на ОАО "Ижмашстанко" в 2006 году.
В составах аттестационных комиссий включены председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии, представитель профсоюзного комитета и члены – руководители или высококвалифицированные специалисты. Составы комиссий утверждены приказом директора Филиала.
Сроки и графики проведения аттестации подготавливаются отделом по работе с персоналом, согласовываются с профсоюзным комитетом и утверждаются директором. Сроки проведения аттестации доводятся до аттестуемых работников за 1 месяц до начала аттестации. Для претендентов на присвоение, повышение или понижение квалификационных категорий месячный срок и график не предусматривается.
Оценка руководителей и специалистов на первом этапе состоит из характеристики и оценочной таблицы, заполненных непосредственным руководителем аттестуемого работника. Оценочная таблица содержит оценку творческой активности и деловых качеств сотрудника. Характеристика отражает производственную деятельность, квалификацию, деловые и личные качества, соблюдение трудовой дисциплины (в том числе оперативность и грамотность в решении инженерных вопросов, принципиальность, исполнительность, инициативу в работе, умение правильно строить взаимоотношения в коллективе, повышение технических и экономических знаний, умение организовать подчиненных на выполнение стоящих перед коллективом задач).