Данные EFAS - анализа показывают, на сколько рассматриваемое предприятие готово к условиям воздействия внешней среды. На данный момент предприятие ОАО "Электроисточник" готово хорошо, о чем свидетельствуют вышеперечисленные числа (3,13).
Далее проанализируем отрасль, в которой находится данное предприятие.
Реальный и потенциальный размер отрасли:
реальный размер отрасли - 5%;
потенциальный размер отрасли - 8-10%.
Перспективы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла:
перспективы роста: данная отрасль будет продолжать расти, так как растет число автотехники, и, следовательно, будет расти спрос на данную продукцию;
стадия жизненного цикла: данная отрасль находится на стадии жизненного цикла "зрелость".
Структура и масштабы конкуренции: конкуренция достаточно небольшая, основными конкурентами ОАО "Электроисточник" являются: аккумуляторы фирмы MUTLU, BOSCH, VARTA, Курский аккумуляторный завод
Структура отраслевых издержек:
постоянные издержки (затраты на электроэнергию, воду и т.д.)
издержки на закупку сырья и комплектующих;
издержки на закупку оборудования;
затраты на обучение персонала;
издержки на охрану окружающей среды.
Системы сбыта продукции: наличие постоянных каналов сбыта, сбыт в специализированные магазины и автомобильные заводы.
Тенденции развития отрасли:
разработка и внедрение инноваций;
расширение ассортимента.
Ключевые факторы успеха:
имидж фирмы;
наличие квалифицированного персонала;
выпуск качественной продукции;
приемлемые цены.
Определим стратегические группы конкурентов и сформируем позиционную карту (см. рис.1).
Рис.1. Карта позиционирования
Где: 1 - аккумуляторы фирмы VARTA;
2 - аккумуляторы фирмы MUTLU;
3 - аккумуляторы фирмы BOSСH;
4 - аккумуляторы фирмы ОАО "Электроисточник".
5 - аккумуляторы курского завода
Вывод: по построенной карте мы видим, что продукция ОАО "Электроисточник", по сравнению с конкурентами, уступает по качеству, но обходит конкурентов по объему продаж и продаются по достаточно низкой цене.
Теперь проанализируем потребителей предприятия.
Основными потребителями продукции, выпускаемой ОАО "Электроисточник", являются непосредственно владельцы автомобилей, автозаводы, а также оптовые покупатели (для последующей продажи в своих магазинах). Самыми крупными покупателями являются владельцы автозаводов.
Данное предприятие находится на стадии жизненного цикла - "зрелость", жизненный цикл продукции большой, так как потребность в аккумуляторах постоянно растет.
Степень коммерческого риска достаточно низкая, так как продукция ОАО "Электроисточник" пользуется спросом, пока существуют автомобили и не появились товары заменители.
Сила конкуренции со стороны продавцов небольшая, так как ОАО "Электроисточник" - единственное предприятие в городе, выпускающее аккумуляторы. Покупать продукцию выгодно, так как происходит экономия на транспортировке.
В настоящее время рынок аккумуляторов постоянно растет и развивается, в связи с развитием новых технологий появляются новые модели аккумуляторов.
Мотивация потребителей.
Продукция, выпускаемая данным предприятием, предназначена для удовлетворения повседневных потребностей. К мотивирующим факторам покупки данной продукции являются:
Единственное в городе предприятие, выпускающее аккумуляторы;
Низкая цена, высокое качество: завод продает свою продукцию по доступным ценам для населения, но при этом качество остается на достаточно высоком уровне;
Гибкая система скидок: для оптовых покупателей действует гибкая система скидок;
Наличие послепродажного обслуживания: у предприятия ОАО "Электроисточник" существуют сервисные центры, которые оказывают как гарантийное, так и послегарантийное обслуживание;
Индивидуальный подход к каждому клиенту;
Возможность приобретения товара в кредит и рассрочку.
Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей.
Периодически проводятся маркетинговые исследования об удовлетворенности покупателей. Далее выявляются их неудовлетворенные нужды и вносятся соответствующие коррективы в работу предприятия. В основном возникают проблемы с качеством продукции и гарантийным обслуживанием. В связи с этим расширяется сеть сервисных центров.
Миссия предприятия - деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса и его философию. Миссия не должна содержать прибыли; должна указывать направление развития предприятия; должна показывать, какую пользу предприятие приносит потребителям и обществу, в чем удовлетворяет их потребности. Миссия предприятия ОАО "Электроисточник": "Наш аккумулятор - сердце для Вашего автомобиля!"
Далее определим цели нашего предприятия (см. рис.2):
Рис.2. Цели предприятия
Корпоративная цель: выйти на мировой рынок со своей продукцией к концу 2015г.
Деловая цель:
Увеличение прибыли на 5% к 1 кварталу 2011г;
Производство новых видов продукции к 3 кварталу 2012г;
Повышение работоспособности кадрового отдела ко 2 кварталу 2011г.
Функциональная цель:
а) снижение себестоимости на 1% к апрелю 2008г;
б) повышение объема выпуска на 7% к маю 2008г;
в) увеличение объема сбыта на 5% к августу 2008г.
а) проведение маркетинговых исследований к марту 2009г;
б) проведение 5 новых разработок (НИОКР) к июню 2009г;
в) привлечение 2 крупных инвесторов к январю 2009г.
а) повышение квалификации сотрудников к марту 2010г, охватить всеми видами обучения не менее 95% численности;
б) обновление оборудования к февралю 2010г;
в) разработка новой системы мотивации сотрудников к маю 2009г.
К стратегическим целям предприятия можно отнести следующие:
завоевать стратегические цели на аккумуляторном рынке, изготавливая только конкурентоспособные изделия, превосходящие по качеству лучшие российские аналоги к 1 кварталу 2009 г.;
обеспечить выбор надежных поставщиков качественных материалов и комплектующих изделий, развивая с ними творческое сотрудничество на взаимовыгодной основе. Сократить случаи поставок несоответствующих материалов на 80% по сравнению с 2007 г.
провести техническую реконструкцию свинцово-кислотного производства на базе новой технологии, увеличить возможности производства до 1300 тыс. батарей в год к 2008 году.
снизить количество рекламаций и потерь в производстве на 50% по сравнению с 2007 годом;
разработать, внедрить и провести сертификацию системы менеджмента качества в 3 квартале 2008г.