3) специальным стимулированием взаимодействия сотрудников, их вознаграждением за взаимопомощь;
4) регулярной ротацией, движением кадров, позволяющим сотрудникам полнее понять цели организации, увидев их с разных ступеней служебной лестницы.
Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной линией на развитие конкуренции и соперничества между работниками. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.
Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом и организационном, но и на морально-этическом уровне.
В целом, система мероприятий по предотвращению конфликтов в ООО «Одиссей-шип-сервис» сводится к следующему:
1) разработка не только для руководителей всех звеньев, но также для рабочих и служащих четких и обязательных для выполнения должностных инструкций;
2) установление и устранение основных причин конфликтов;
3) проведение психологических семинаров и тренингов. Необходимо рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
В результате внедрения предложенных мероприятий будет достигнуто сокращение непроизводительных затрат рабочего времени, что позволит увеличить объемы производства.
По данным менеджеров, потенциальный рост объема продаж для ООО «Одиссей-шип-сервис» составляет на сегодняшний день 10%.
При устранении сдерживающих факторов, в т.ч. конфликтных ситуаций, такой рост может быть достигнут в течение года.
Рассчитаем годовую экономию средств «Одиссей-шип-сервис»:
Эг = Эуп + Эук, (1)
где Эг - годовая экономия денежных средств,
Эуп - экономия условно-постоянных расходов,
Эук - экономия удельных капитальных вложений.
Эуп = ∑уп* Dq/100%, (2)
где ∑уп - сумма удельно-постоянных расходов, D
q - увеличение объема реализации в %.
Условно-постоянные расходы равны 18251,34 тыс. руб. Объем продаж планируется увеличить на 10%:
Эуп = 18251,34 * 10 % /100 % = 1825,13 тыс. руб.
Эук = 3p*Dq* 0,15 /100%, (3)
где Зр - затраты на проведение семинаров по формированию здорового психологического климата в коллективе (ориентировочно 70000 рублей).
Эук = 70000 * 10 % * 0,15 /100 % = 1050 руб.
Эг= 1825130+ 1050= 1826180 руб.
Кроме этого, при увеличении объема реализации производительность труда (выработка).
DПТ = Эк числ * 100% / (Чср - Эк числ), (4)
где DПТ - прирост производительности труда,
Эк числ - условное высвобождение численности работников,
Чср - среднесписочная численность.
Эк числ = Ст / Фвр, (5)
где Ст - снижение трудоемкости (человеко-часы),
Фвр - годовой эффективный фонд времени одного работника (часы).
Фвр = 2824 часа.
Ст = Чср* Фвр/q2-Чср* Фвр/ql (6)
Определим снижение трудоемкости и рост производительности труда на 100000 руб.:
Ст = 116 * 2824 * (1 / 47540 - 1 / 52230) = 5 чел-часов.
Эк числ = 5 / 2824 = 0,3 чел.
DПТ = 0,3 * 100% /(116- 0,3) = 2,1%.
Увеличение производительности труда не рассчитывается по охвату работников, а только по среднесписочной численности, поскольку после данного мероприятия изменений в работе сотрудников не предусмотрено - все занимаются своей основной деятельностью, просто в больших объемах.
На сегодняшний день здания, оборудование, численность работников позволяют увеличивать объемы продаж без дополнительного расширения предприятия, поэтому снижение трудоемкости будет обусловлено уменьшением непроизводительных затрат рабочего времени.
Полученные данные сводятся в таблице 13.
Таблица 13 - Экономическая эффективность мероприятий по сокращению количества конфликтов
Содержание мероприятий |
Показатели экономической эффективности | |||
Экономия численности, чел. |
Прирост производи- тельности труда, % |
Единовремен- ные затраты, руб. (на проведение семинаров) |
Годовой экономичес-кий эффект, руб. | |
Сокращение трудовых конфликтов и формирова-ние хорошего психологи-ческого климата в коллективе |
0,3 |
2,1 |
70000 |
1826180 |
Таким образом, сокращение трудовых конфликтов и формирование хорошего психологического климата в коллективе даст предприятию рост выработки на 2,1%, а также годовую экономию в размере 1826180 руб.
Следовательно, устранение конфликтов и их последующее предупреждение позволит повысить эффективность деятельности предприятия в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа полностью достигла поставленной цели. Было проведено исследование различных аспектов проблемы управления конфликтами, проведен анализ конфликтных ситуаций в ООО «Одиссей-шип-сервис», на основе анкетирования работников, а также предложены мероприятия по предотвращению конфликтов.
Конфликт или столкновение интересов нередко отождествляют с причиной, вызывающей необходимость управления. Факты практики не отвергают этого вывода. Конфликт как организационный процесс представляет собой сложное и динамичное явление. Конфликт может разворачиваться на различных уровнях: на уровне индивида, группы, организации. Для разрешения конфликтов разных уровней используются соответствующие им методы и стили. Для разрешения организационных конфликтов с успехом могут использоваться структурные методы.
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.
Объект исследования - ООО «Одиссей-шип-сервис» - компания г. Владивостока. Тенденции развития компании противоречивы. Несмотря на положительные темпы роста общих показателей, наблюдаются отрицательные темпы роста показателей по сравнению с планом. Снижается выработка и как следствие годовой объем производства при наличии огромных потенциалов для роста.
Главной причиной сложившейся ситуации является рост числа конфликтов на предприятии, обусловленный нечетким разграничением полномочий руководящих работников, и, как следствие - неполная отдача от подчиненных.
Для улучшения этой негативной тенденции предлагается провести ряд мер организационного характера, направленных на сплочение коллектива, улучшение общего психологического климата в компании и как следствие -повышения значений всех показателей, определяющих работу фирмы -производительность труда (выработка), объем производства, прибыль, рентабельность. К таким мерам относятся: