Фонд оплаты труда на предприятии растет за счет увеличения заработной платы работников. Это создает заинтересованность персонала в результатах своего труда и положительно влияет на социальный климат в коллективе.
Рентабельность продаж в 2006г. по сравнению с 2005г. снизилась, а в 2007г. рентабельность продаж повысилась и составила 10.27 %. Все это является следствием колебания доли прибыли до налогообложения в выручке от продажи работ и услуг ООО «Одиссей шип сервис».
Таким образом, основные экономические показатели работы ООО «Одиссей-шип-сервис» изменялись в рассматриваемом периоде под воздействием как внешних, так и внутренних факторов неравномерно.
Под воздействием, внешних факторов (рост цен на материально технические ресурсы, рост зарплаты, изменения в налоговой системе) себестоимость ООО «Одиссей-шип-сервис» в 2007 в сравнении с 2005 годом возросла на 44.59%, так как в 2007 году произошел рост цен на закупочные материалы.
Что касается, внутренних факторов, то количество работников предприятия в течение 2 лет увеличилось на 13 человек. В 2006 году в сравнение с 2005 годом на 2.5 %, а в 2007 году в сравнение с 2005 годом на 30%, что является положительным фактором в деятельности компании.
По мере насыщения рынка, сбыт , а не производство, будет определять цели компании. В конкурентной борьбе компания должна производить только то, что можно реализовать. Изменение структуры и объема продажной продукции, как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции, как совокупности новых потребительских свойств товара; надежности, эффективности применения, удобству обслуживания по доступной цене.
Таким образом, в целом предприятие работает эффективно. В 2006 г. общая рентабельность составила 26 %, по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос на 30 %. Главным образом это вызвано определяющим рентабельность показателем - прибылью. В 2007 г. общая рентабельность составила 28 % при темпе прироста 6 %.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ [6, с.227].
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). В качестве силы рассматривается то, что компания делает очень хорошо, либо характеристика, предоставляющая фирме важное преимущество над конкурентами. Слабая сторона - то, что компания делает не очень хорошо (в сравнении с конкурентами), или условия, создающие недостатки.
Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы (таблица 2).
Таблица 2 - Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Достаточные финансовые ресурсы 2. Устойчивое руководство 3. Хорошая репутация у населения и известное имя 4. Ценовое преимущество |
1. Неясные стратегии 2. Слабый имидж компании 3. Недостаточно точные исследования рынка. 4. Малые затраты на рекламу |
Потенциальные возможности |
Потенциальные угрозы |
1. Выходы на новые рынки или сегменты 2. Расширение продуктовой линии 3. Снижение входных барьеров в привлекательных рынках 4. Возможности увеличения объема продаж |
1. Низкие темпы роста рынка 2. Изменение потребностей и предпочтений у покупателей 3. Вход конкурентов с низкоценовыми продуктами 4. Появление сильных конкурентов |
После построения матрицы SWOT-анализа проанализируем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроза значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой.
Шкала оценок значимости факторов:
очень сильная зависимость - 5 баллов;
сильная - 4 балла
умеренная - 3 балла
слабая - 2 балла
нейтральная - 1 балл
Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы, которая приведена в таблице 3.
Таблица 3 — Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды (баллы)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Суммарная оценка | ||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 | |||
Возможности |
3.1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
3.2 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
24 | |
3.3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
20 | |
Угрозы |
4.1 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
24 |
4.2 |
3 |
5 |
4 |
5 |
2 |
5 |
24 | |
4.3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
21 | |
Суммарная оценка |
23 |
25 |
19 |
22 |
19 |
23 |