Эрудиция - обладание специфической информацией, знаниями. Персональные менеджеры должны иметь знания о банковских услугах, потенциальных клиентах, своем банке, банках-конкурентах.
Квалификационным требованием является наличие базовых теоретических знаний:
- о методах продажи банковских продуктов;
- об основах делового общения;
- о способах ведения переговоров;
- о методах и приемах эффективной работы с клиентами;
- правил пользования персональным компьютером и иной оргтехникой.
Полный перечень социально-психологических качеств и квалификационных требований менеджера должен содержаться в должностной инструкции.
II этап: выбор источников набора кандидатов.
Нужно иметь в виду, что каждый источник имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому рекомендуется учитывать возврат на предстоящие затраты банка (прямые и косвенные издержки), связанные с процессом отбора, подготовкой и формированием из принятых специалистов банковских менеджеров.
По нашему мнению, несомненно, наиболее эффективным является отбор менеджеров из собственных сотрудников, поскольку:
1) заранее известны их способности и профессиональные качества;
2) у них имеется опыт работы;
3) они знакомы с банковскими продуктами, методами работы банка;
4) они являются более подготовленными и на их переподготовку потребуется меньше средств, чем при наборе вне банка.
Другим эффективным источником отбора могут быть иные банки, функционирующие на региональном рынке. Преимущество этого источника в том, что банковские сотрудники имеют реальное представление о характере работы менеджера, у них может быть круг клиентов, которых они могут привести с собой. Они также могут быть знакомы с услугами и продуктами данного банка. Вместе с тем, следует понимать, что прием на работу этих кандидатов связан, во-первых, с определенными расходами, во-вторых, с рисками, так как кандидаты могут быть ненадежными и при определенных обстоятельствах могут перейти в другой банк. Поэтому рекомендуется рассматривать в качестве кандидатов - внутренние источники.
Преимущественный метод отбора на должность банковского менеджера, в предлагаемой нами усовершенствованной системе отбора – это внутрикорпоративный конкурс. Предполагается, что не менее 50% вакансий УКР, будут отобраны именно внутри банка на основе внутрикорпоративного конкурса.
III этап. Проведение внутрикорпоративного конкурса среди кандидатов и принятие решения
Каждая заявленная позиция этой внутренней «витрины вакансий» снабжена гиперссылкой на соответствующую должностную инструкцию, в которой, помимо содержания работы, отражены и биографические и квалификационные требования к кандидату на вакансию.
Итоги конкурса подводятся через две недели после его объявления. Только в случае, если вакансия не найдена в результате внутрикорпоративного конкурса, служба подбора может начинать работу по ее замещению из внешних источников.
Основными организационными принципами внутреннего конкурса, помимо его содержательной стороны, являются следующие:
- внутренний конкурс не заменяет обычной процедуры повышения в должности внутри одного подразделения – оценочных мероприятий, квалификационных экзаменов, комиссионного принятия решения;
- допустимы в связи с этим только перемещения из одного подразделения в другое, сопровождающиеся повышением в должности, чтобы воспрепятствовать перетеканию персонала из подразделения в подразделение только с целью изменений условий и содержания труда;
- участие конкретных работников в конкурсе не освещается с целью недопущения их дискриминации на месте работы;
- информация о победителе конкурса в обязательном порядке размещается на внутрибанковском информационном портале;
- в случае положительного решения по конкурсу нынешний руководитель победителя не имеет права и возможности препятствовать ему в переводе на другую должность;
- решение о переводе вступает в силу через месяц, в течение которого служба персонала подбирает и готовит замену переводимому специалисту.
Конкурсный отбор включает заполнение кандидатами анкет, написание эссе, прохождение психологического тестирования, участие в собеседовании. Для отбора создается комиссия из сотрудников, руководителем которой назначается начальник отдела по работе с клиентами, членами — начальник службы персонала, опытные менеджеры, психолог-консультант.
Профессиональные знания кандидатов оценивают вышеназванные члены комиссии, а коммуникативные качества - психолог-консультант.
Эффективной формой оценки кандидата является собеседование - оно дает возможность лучше узнать кандидата как личность. Для проведения собеседования члены конкурсной комиссии должны владеть необходимыми знаниями о его видах и процедуре, тщательно подготовиться к нему, заранее ознакомиться с материалами о каждом кандидате, предварительно выбирать вид собеседования, составить вопросы и определить их последовательность.
При собеседовании важно учитывать определенные требования. Во время интервью необходимо создать благоприятную атмосферу. В самом начале беседы следует выделить время для адаптации кандидата к новой обстановке и условиям. После этого задать ему несколько нейтральных вопросов, и только затем перейти непосредственно к конкретным оценивающим вопросам согласно заранее выбранному виду собеседования.
В предлагаемой системе отбора кандидатов, рекомендуется использовать вид собеседования - структурированное интервью. Особенностью структурированного интервьюявляется то, чтодля его проведения предварительно составляется вопросник со специальным перечнем вопросов, которые дополняются с учетом результатов эссе и психологического тестирования кандидата на должность персонального менеджера банка (таблица 11).
Таблица 11 - Перечнем вопросов для структурированного интервью
Основные вопросы |
Дополнительные вопросы |
1. Расскажите немного о себе. |
1. Kак бы Вы описали свой характер? |
2. Почему Вы решили участвовать в конкурсе? |
2. За что Вас критиковали на прежнем месте работы? |
3. Участвовали ли Вы в других конкурсах и насколько успешно прошли собеседование? |
3. Kакие из обязанностей менеджера Вы выполняли бы с удовольствием? |
4. Чем привлекает Вас работа в должности персонального менеджера? |
4. Kаковы Ваши сильные и слабые стороны? |
5. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваше преимущество перед другими кандидатами? |
5. Kак бы Вы описали близкого к идеалу и далекого от него начальника? |
6. K кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе? |
6. Вы чаще соглашаетесь или спорите и почему? |
7. На какую зарплату Вы рассчитываете? |
7. Kак бы Вы описали себя с помощью трех прилагательных? |
8. Что бы Вы могли рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы использовать на новой работе? |
8. Kак бы Вас описали ваши коллеги и начальство тремя прилагательными? |
9. Kак Вы повышаете свою профессиональную квалификацию? |
9. Kакие трудности, по Вашему мне-нию, могут возникнуть у Вас на новом месте? |
10. Kакими качествами должен, по Вашему мнению, обладать персональный менеджер? |
10. В какие сроки вы могли бы приступить к новой работе? |
11. Kакие личностные качества цените в себе больше всего? |
11. Kак Вы сейчас планируете свой рабочий день? |
12. Не помешает ли Ваша личная жизнь работе, связанной с ненормированным рабочем днем? |
12. Что Вам необходимо, чтобы быстрее войти в курс дела? |
13. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? |
13. Kак Вы будете готовиться к встрече с потенциальным клиентом? |
15. Kак Вы представляете свой первый день в должности персонального менеджера? |
14. Kак Вы будете договариваться о встрече? И с кем? |
16. Kакие мероприятия по привлечению клиента на обслуживание в банк можете предложить? |
15. Kак Вы представляете свое будущее через пять лет и как собираетесь его добиться? |
17. В чем заключаются основные правила подготовки коммерческих писем потенциальному партнеру? | |
18. Kакие виды презентации банковских продуктов можете назвать? | |
19. Что значит эффективная продажа, ориентированная на клиентов? |