Схематически связи координации связи функциональных подразделений аппарата управления в процессе деятельности по управлению персоналом можно представить в виде таблицы 2.17.
Обозначения в таблице 2.17:
Р – функция руководства;
В – вспомогательная функция;
Н – основная функция 2 степени;
П – основная функция 1 степени.
Рассмотрим функции каждого подразделения.
Подбор и размещение персонала:
1. отдел маркетинга – подает рекомендации по подбору и расстановке кадров;
2. отдел кадров – предоставляет руководству предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;
3. директор – принимает решения и утверждает мероприятия по улучшению расстановки кадров, и санкционирует подбор кадров;
Составление плана потребности в персонале[28]:
· отдел маркетинга – предоставляет информацию о необходимости в персонале;
· гл. экономист – содействует повышению научной обоснованности планов на основе установленных показателей и нормативов, с учетом достижений науки и техники, организации производства и труда;
· отдел кадров - разрабатывает текущие и перспективные планы комплектования предприятия кадрами с учетом изменений внешней и внутренней среды предприятия;
· руководитель – утверждает планы потребности в персонале;
Оформление подбора, перевода, увольнение работников[29]:
· юрист – оказывает правовую помощь в процессе приема, перевода, увольнения персонала;
· отдел кадров – производит оформление приема, перевода, увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и приказами руководителя;
· руководитель – издает приказы и утверждает прием, перевод, увольнение работников.
Изучение причин текучести кадров:
· отдел кадров – проводит изучение причин текучести кадров и разрабатывает мероприятия по их устранению.
Осуществление контроля за правильным использованием персонала:
· отдел кадров – осуществляет контроль за правильным использованием руководящих работников и специалистов, предоставляет руководителю предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;
· инспектор по ОиБТ – осуществляет контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, условиями труда работников.
Создание резерва кадров и его обучение[30]:
· отдел маркетинга – подает планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих;
· отдел кадров – организовывает работу по изучению деловых качеств и других индивидуальных качеств специалистов с целью подбора кадров в резерв на выдвижение, осуществляет мероприятия по подготовке специалистов;
· руководитель – утверждает список резерва и санкционирует профподготовку специалистов.
Проведение учета личных дел:
· отдел кадров – ведет учет личного состава и личных дел работников предприятия.
Оформление документации на награждение:
· гл. бухгалтер – осуществляет контроль за правильным исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений;
· юрист – визирует списки работников на награждения;
· отдел кадров – подготавливает и согласовывает списки и документы на награждение работников;
· руководитель – утверждает списки и издает приказы на награждение работников.
Заполнение трудовых книжек:
· отдел кадров – ведет хранение и заполнение трудовых книжек работников предприятия.
Работа по профессиональном продвижению кадров:
· гл. инженер – организовывает мероприятия по повышению квалификации специалистов и служащих;
· отдел кадров - организовывает работу по изучению деловых качеств и других индивидуальных качеств специалистов с целью подбора кадров в резерв на выдвижение, осуществляет мероприятия по подготовке специалистов;
· руководитель – санкционирует проведение мероприятий по профподготовке и профессиональное продвижение кадров.
Рассмотрение писем жалоб, заявлений:
· юрист – принимает к рассмотрению письма жалобы, заявления;
· руководитель – принимает решения относительно поступивших жалоб и заявлений.
Создание мотивации персонала к труду[31]:
· отдел маркетинга – предоставляет предложения по совершенствованию организации труда, системе оплаты труда, материального поощрения;
· гл. бухгалтер – организовывает расчеты по заработной плате с работниками предприятия;
· гл. инженер – обеспечивает повышение эффективности производительности труда;
· гл. экономист – организовывает проведение экономических расчетов и анализа эффективности внедрения новой техники, организации производства, труда и управления;
· инспектор по ОиБТ - разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда.
Усовершенствование стиля и методов работы с персоналом:
· отдел маркетинга – вносит предложения по совершенствованию организации труда и управления;
· гл. инженер – проводит мероприятия по усовершенствованию организации труда и управлению;
· руководитель – организовывает мероприятия по усовершенствованию стиля и методов работы с персоналом.
Анализ профессионального, возрастного по образованию состава персонала:
· отдел маркетинга – проводит анализ персонала;
· отдел кадров – организовывает анализ персонала.
Таким образом, на предприятии существует четко определенная система разделения и координации связей между различными элементами и подразделениями организационной структуры.
Существовавшая организационно-управленческая структура «Суворовский натиск» являлась линейно – функциональной по принципу своего построения с высоким уровнем централизации управления. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют, отдел сбыта продает и т.д. Подобная структура является оптимальной для:
· компаний малого и среднего размера;
· для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.
Эта структура хорошо работает при стабильной экономической ситуации и предназначена для выполнения однотипных повторяющихся операций. «Суворовский натиск» благополучно работал по такой схеме при стабильном рынке, в соответствии с утверждаемыми разнарядками. При указанных условиях система имеет следующие преимущества[32]:
· внутренние организационные связи ясно очерчены;
· система позволяет повышать профессиональный уровень технических специалистов;
· система управления и контроля относительно проста;
· может быть обеспечено конкурентное преимущество через повышение качества работы функциональных подразделений;
· относительно низкие накладные расходы при условии полной загрузки производственных мощностей.
Функциональная административно-командная структура управления, долгие годы присущая «Суворовский натиск», в условиях системного кризиса в экономике и изменившейся внешней среды, перестала соответствовать тем экономическим реалиям, в которых оказалось предприятие. Она не обеспечивала выполнения задач, стоящих перед ним, а именно[33]: