силами ответственного подразделения (владельца риска);
силами подразделения риск-менеджмента;
путем формирования рабочих (кросс-функциональных) групп;
путем запуска проекта (проектный подход). Допустим, процесс кредитования в конкретном банке является длительным, дорогим и неэффективным (с высокой долей просроченных кредитов), т.е. банк несет прямые потери (кредитный риск) из-за неправильно выстроенного процесса (операционный риск). В ходе анализа процесса на соответствие бизнес-логике выявляют его недостатки и конкретизируют операционные риски. Далее разрабатывают варианты мероприятий по оптимизации процесса кредитования и минимизации операционных рисков. Затем реализуют утвержденные мероприятия по повышению прозрачности процесса (в том числе за счет автоматизации), вводят контрольные управленческие процедуры, изменяют входы и выходы подпроцессов и последовательность выполнения подпроцессов, актуализируют нормативные документы. Проведенная работа позволяет увеличить скорость кредитования, снизить стоимость процесса, рост и долю просроченных кредитов. Работу проводят несколько подразделений, и вклад каждого подразделения (в процентном соотношении) в финансовый результат определить сложно. Однако практика показывает, что в целом применение СУОР может в значительной степени влиять на финансовый результат. Кроме опосредованного влияния (в виде снижения операционных рисков, оптимизации бизнес-процессов, усиления внутреннего контроля за процессами, участия в коллегиальных органах управления и т.д.) подразделение по операционным рискам может оказывать и прямое влияние на финансовый результат, выражающееся в предупреждении мошенничества (в том числе возврат денежных средств), организации возмещения страховых сумм при наступлении страховых случаев, инициировании внедрения новых продуктов и технологий. По мнению авторов, СУОР должна функционировать таким образом, чтобы минимизация операционных рисков производилась комплексно. Рассмотрим несколько комплексов мероприятий (проектов), направленных на решение указанной задачи.
Повышение стандартов обслуживания и регулярный мониторинг качества обслуживания клиентов.
Разработка системы поддержки фронтофиса через call-центр.
Внедрение системы противодействия мошенничеству.
Распределение прав доступа в информационных системах и соблюдение правил информационной безопасности.
Внедрение эффективной системы мотивации персонала.
Анализ хронометража оказания услуг клиенту (сравнение нормативного значения с фактическим).
Создание «единого окна обслуживания» для сотрудников фронт-офиса (в случае если банк использует несколько разнородных информационных систем).
Анализ показателей по управлению персоналом (текучесть кадров, количество обученных сотрудников и т.д.).
Внедрение процессного подхода (структурирование бизнеса на процессы, описание процессов, определение владельцев процессов, нейтрализация «зон безответственности», своевременная актуализация внутренней нормативной документации и т.д.).
Формирование электронной базы бизнеспроцессов, поддерживаемых в актуальном состоянии (например, с применением программного обеспечения Business Studio (www.businessstudio.ru)).
Внедрение системы мониторинга показателей деятельности на ежедневной основе (применение ключевых индикаторов риска в рамках общей системы мониторинга показателей банка).
Анализ организационной структуры банка.
Внедрение системы разработки (от идеи до ввода в действие) дополнительных процессов и новых продуктов. В качестве примеров подобных процессов можно указать следующие:
— «Управление инновациями и рацпредложениями»;
— «Анализ внутренних инвестиционных проектов» (чистый денежный поток (NCF), индекс прибыльности (PI), срок окупаемости проекта (PBP), внутренняя норма рентабельности (IRR), модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR), дисконтирование, средневзвешенная стоимость капитала (WACC));
— «Расчет маржинальной доходности в разрезе продуктов для эффективного управления продуктовым рядом».
Внедрение системы определения приоритетности автоматизации процессов (с учетом рисков).
Создание единого хранилища данных и формирование на его основе ERP-системы, системы бизнес-анализа (Business Intelligence, BI).
Усиление внутреннего контроля бизнеспроцессов.
Оперативный учет информационных активов (информационные системы, оборудование, каналы связи).
Формирование планов восстановления IT-сервиса.
Внедрение системы оперативной замены оборудования, системы резервирования каналов связи.
Внедрение системы Help-Desk.
Виртуализация серверов.
Внедрение проектного подхода к деятельности подразделения, отвечающего за доработку используемого ПО и разработку нового.
Внедрение сервисного подхода к деятельности подразделения, отвечающего за обслуживание IT-сервисов (информационных систем) (IT Service Management, ITSM).
Четкое разделение функций между отделами, занимающимися разработкой программного обеспечения и обслуживанием информационных систем.
Комплексное страхование бизнеса.
Внедрение системы ОНиВД (обеспечения непрерывности деятельности и/или восстановления деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств): — повышение физической безопасности объектов банка; — повышение информационной безопасности банка; — повышение организационной безопасности банка. Представленные выше проекты могут быть как взаимодополняющими, так и взаимоисключающими. Мы понимаем, что решение данных задач требует активного участия всех подразделений банка. Успех описанных проектов зависит от уровня слаженности управленческой команды и понимания общих целей и задач.
Мониторинг проводят с установленной периодичностью путем наблюдения, т.е. операционному риску (группе операционных рисков) присваивается статус: «устранен», «минимизирован», «принят», «передан сторонним организациям», «в работе». Необходимо фиксировать, каким образом был минимизирован тот или иной операционный риск. Существует несколько вариантов проведения мониторинга.
На основании анализа индикаторов операционного риска. Отметим, что в некоторых случаях внедрение учетной системы ключевых индикаторов риска требует значительных затрат, при этом получаемый эффект остается «непрозрачным» в денежном выражении.
На основании отчетов руководителя рабочей группы о ходе выполнения того или иного проекта.
На основании повторного выявления операционных рисков.
На основании данных системы административного контроля (результаты выполнения задач, зафиксированных в письменной или электронной форме в контрольных карточках). Административный контроль позволяет снижать вероятность затягивания работ по минимизации ОР и зачастую помогает улучшить качество и эффективность выполнения решений. По мнению авторов, наиболее сложным моментом в мониторинге процесса минимизации ОР является определение качества выполняемых работ. Этот вопрос можно решить путем повышения компетентности риск-менеджеров в той или иной профессиональной области, а также с помощью сторонних экспертов (дорогой вариант решения) либо путем проведения опроса внутренних потребителей услуг. Система управления операционными рисками может быть представлена следующими отчетами: