Подход на основе базового индикатора
(Basic Indicator Approach, BIA)
Упрощенный подход к расчету размера резерва капитала под операционные риски на основе базового индикатора предполагает прямую зависимость уровня операционного риска от масштабов деятельности организации. Естественно, что при этом не учитываются ни внутренние процедуры контроля, ни подверженность риску в различных направлениях деятельности.
Стандартный подход
(The Standardized Approach, TSA)
Данный подход основан на выделении нескольких типовых направлений деятельности кредитной организации и определении размера капитала, резервируемого по каждому из них. Такой подход является более точным, чем BIA.
Альтернативныйстандартныйподход
(AlternativeStandardizedApproach, ASA)
Отличие данного подхода от стандартного заключается в том, что для таких направлений деятельности, как банковское обслуживание физических и юридических лиц, расчет величины резервов производят не на основании показателя среднего валового дохода, а на основании величины средних остатков на соответствующих балансовых счетах.
Балльно-весовой метод
(метод оценочных карт)
Для определения величины потенциальных убытков на основании экспертных оценок выбирают наиболее информативные для целей управления операционным риском аналитические показатели и устанавливают их относительную значимость, затем выбранные показатели сводят в специальные таблицы (оценочные карты). Полученные результаты обрабатывают с учетом заданных весовых коэффициентов и сопоставляют по направлениям деятельности кредитной организации, отдельным видам банковских операций и сделок. На основании рассчитанных значений строят карты операционных рисков, наглядно демонстрирующие вероятность появления операционных рисков и размеры возможных потерь по каждому направлению деятельности организации.
Методы, основанные на применении статистического анализа, позволяют составить прогноз потенциальных операционных убытков исходя из величины операционных убытков, полученных в прошлом. В ходе применения этих методов в качестве исходных параметров рекомендуется использовать информацию о реально понесенных операционных убытках, накопленную в аналитической базе данных.
В рамках метода моделирования (сценарного анализа) величины операционных рисков экспертным путем определяют возможные сценарии возникновения событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам. Для сравнительного анализа капитала под операционные риски различных банков можно воспользоваться сайтом www.tridea.ru и ознакомиться с оценкой указанного капитала, полученной с применением подходов BIA, TSA, ASA. В рамках оценки ОР можно сформировать справочник потерь для рисков, реализация которых не приносит прямых денежных потерь. Экспертным путем можно определить косвенные потери в денежном выражении: час простоя той или иной информационной и платежной системы стоит X руб., исправление ошибки персонала стоит Y руб., отказ клиента от дальнейшего обслуживания — Z руб. и т.д. Такой справочник может быть привязан к показателям конкретного филиала (доля выручки, количество процессов, количество персонала и др.), т.к. потери из-за аналогичных инцидентов в небольшом и крупном филиалах могут значительно отличаться. При отсутствии взаимосвязи потерь с показателями филиалов банка предлагается рассматривать несколько вариантов потерь (минимальные, средние, максимальные). В случае утверждения и размещения данного справочника в открытом доступе с риск-менеджеров будет снята масса вопросов по оцифровыванию потерь в результате инцидентов. Оценка косвенных потерь в денежном выражении позволяет определять приоритеты при минимизации операционных рисков. Прежде чем приступать к созданию такого справочника, необходимо оценить его необходимость и полезность (например, использование при расчете окупаемости мероприятий (проектов), направленных на минимизацию операционного риска). Справочник необходимо пересматривать с установленной периодичностью.
Зачастую мы имеем лишь общее и поверхностное описание выявленного операционного риска, и может сложиться обманчивое впечатление, что его можно без труда устранить силами нескольких работников за достаточно короткий срок. Практика показывает, что это не так. Необходимо проводить предметный анализ операционных рисков, представляющий собой не что иное, как функцию бизнес-анализа, т.е. риск-менеджер должен обладать навыками бизнес-аналитика. Последовательность проведения анализа может быть следующей: 1) анализ наличия / отсутствия нормативной документации (НД); отсутствие или неактуальность НД уже является операционным риском для банка; 2) анализ содержательной части НД (анализ технологий и бизнес-процессов); 3) описание бизнес-процесса (при отсутствии описания) в какой-либо нотации (например, IDEF) и проведение встреч с его владельцами и участниками; 4) сравнение выполнения процесса на практике с описанием в нормативной документации, выявление несоответствий; 5) запрос мнений экспертов, которые в обязательном порядке следует фиксировать и использовать в дальнейшей работе; 6) формирование отчета с предложениями по минимизации операционных рисков. В некоторых случаях вместо анализа инцидентов операционного риска необходимо проводить служебное расследование — в зависимости от того, какими правами, обязанностями и полномочиями наделены риск-менеджеры банка и как организовано взаимодействие с подразделением безопасности. При невозможности решения проблемы, выявленной в результате анализа, силами сотрудников данный вопрос передается на более высокий уровень:
путем формирования служебных записок в адрес руководства;
путем вынесения на обсуждение правлением банка;
путем вынесения на обсуждение специализированным коллегиальным органом управления (далее — КОУ) (технологическим комитетом, комитетом по операционным и информационным рискам);
при отсутствии специализированного КОУ — путем сбора информации о действующих коллегиальных органах управления банка и вынесения вопросов минимизации операционных рисков на обсуждение данными КОУ (в рамках полномочий каждого КОУ).
В целях минимизации операционных рисков принимают как стандартные, так и нестандартные решения. К первым можно отнести принятие несущественного риска (в случае когда затраты на его устранение превышают ожидаемый эффект), а также выставление лимитов, страхование и аутсорсинг процессов (передача рисков сторонним организациям). По мере развития СУОР все большее применение получают нестандартные решения, т.к. операционные риски разноформатны и охватывают практически всю деятельность банка. В зависимости от трудоемкости, сложности задачи и компетенции риск-менеджеров ОР снижают различными способами: