Ярким примером интуитивного подхода является принципиальная установка директора на развитие производств с большей добавленной стоимостью и отход от экспорта алюминия-сырца. Для сравнения: 1т. первичного алюминия стоит на Лондонской бирже металлов около 1,5 тыс. долл. Тонна алюминиевых кокакольных банок стоит около 10 тыс. долл. Уже в те времена, когда алюминиевый бизнес был сильно криминализирован, и бандитов интересовали только максимально возможные темпы экспорта, директор активно вкладывал деньги в переработку алюминия на территории России. (Абаканвагонмаш, Дозакл, Ростар, БКМПО, Саянская фольга).
Директор делегирует свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретных решений (первый заместитель директора, заместитель по экономике и финансам, сбыту, директора заводов и их финансисты).
Например: директор каждый день общается с топ-менеджерами крупнейших предприятий группы. Когда в состав группы входит новое предприятие, на нем вводится фактически ручное управление и каждый серьезный контракт требует согласования с директором ОАО “Русский алюминий”.
Иногда случаются ситуации, когда директор не может самостоятельно принять какое-либо решение, в силу своих недостаточных знаний в данном вопросе. И тогда он созывает целую группу специалистов, в том числе и из смежных групп и отраслей. Эти специалисты на основе своих знаний и опыта доказывают, убеждают директора в правильности того или иного решения, в основном при создании чего-то нового. После того как они приготовили информацию, руководство на более высоком уровне принимает решение о выделении капиталовложений на разработку, внедрение чего-то нового, решение о покупке новых активов, слиянии, присоединении или выделении каких-то предприятий группы.
Основной целью директора является рост капитализации его компании. Постоянное осознание данной миссии накладывает мощный отпечаток на все решения, принимаемые директором. Основные конкуренты находятся за границей и это очень крупные вертикально-интегрированные холдинги, которые включают в себя добывающие и перерабатывающие предприятия многих отраслей. Например, стоимость крупнейшего конкурента “Русского алюминия” на мировом рынке является американская АЛКОА, рыночная стоимость которой составляет около 150 млрд. долл. О степени влияния ее руководителей говорит тот факт, что председатель правления АЛКОА – Пол О’Нил – стал министром финансов в правительстве Джорджа Буша младшего. Все это заставляет директора оглядываться на президента РФ при принятии стратегических решений, т.к. в условиях глобальной экономики любое решение руководителя подобного уровня обязательно несет в себе и геополитическую компоненту.
Генеральный директор ОАО “Русский Алюминий” становится очень дипломатичным человеком, когда имеет дело с высокопоставленными лицами. Естественно, что дипломатичность – качество, вызывающее серьезное внутреннее напряжение, которое постепенно перерастает в плохое самочувствие и болезни. Вследствие этого возникает серьезная эмоциональная и нервная нагрузка. Директор снимает это напряжение посещая высокогорные лыжные курорты (Давос, Хакасия), общаясь с приятными собеседниками (именно собеседниками, а не посетителями).
Генеральный директор ОАО “Русский алюминий” достаточно молод – ему всего 33. По своему отношению к работе директора очень легко можно отнести к типичным трудоголикам. Он способен работать по 24 часа, если того требуют обстоятельства. Но, чем интенсивнее режим работы, тем чаще ему требуется отдых, абсолютно несвязанный с основной деятельность. После такой работы директор уезжает на пару дней понырять с аквалангом и вновь энергично приступает к работе.
Заключение
В конце работы определим эффективность руководителя по десятибалльной шкале в порядке убывания.
№ п.п | Анализ ситуации | Баллы |
1. |
Лидер |
10 |
2. |
Связывающее звено |
10 |
3. |
Приемник информации |
9 |
4. |
Распространитель информации |
10 |
5. |
Представитель |
10 |
6. |
Предприниматель |
10 |
7. |
Устраняющий нарушения |
9 |
8. |
Распределитель ресурсов |
10 |
9. |
Ведущий переговоры |
8 |
Управление временем | ||
1. |
Откладывание работы |
8 |
2. |
Неумение справляться с канцелярской работой |
9 |
3. |
Проведение ненужных собраний |
6 |
4. |
Неумение расставлять приоритеты |
10 |
5. |
Делегирование полномочий |
5 |
6. |
Неумение четко распределять полномочия |
9 |
Принятие управленческих решений | ||
1 |
Интуитивный подход |
9 |
2 |
Решение основанные на суждениях |
7 |
3 |
Рациональный подход |
6 |
Управление стрессом |
8 | |
Управление нагрузкой |
10 |