ВВЕДЕНИЕ
Анализ эффективности руководителя способствует развитию менеджера как профессионала, способствует более глубокому осознанию им своей социальной функции и оценке личной эффективности.
В настоящей работе предпринята попытка определения типа руководителя на примере генерального директора крупной транснациональной корпорации “Русский алюминий”.
В состав компании “Русский алюминий” входит четыре алюминиевых завода, три глиноземных, транспортная компания, авиастроительный и автомобилестроительный холдинг. Каждое из этих крупных подразделений компании имеет собственного директора, команду менеджеров и некоторые элементы структурной атрибутики акционерного общества – финансы, учет, оперативное планирование. Сбытовые функции, централизованное стратегическое планирование и логистика находятся в ведении директора “Русского алюминия”.
Таким образом, основной функцией директора становится стратегическое планирование развития финансово-промышленной группы, определение ее миссии.
В должностные обязанности директора входят следующие функции:
1. Осуществление текущего контроля над финансово-промышленной группой;
2. Определение стратегических интересов компании, в том числе и на мировых рынках;
3. Координирует работу предприятий, входящих в группу, увязывает в единые технологические цепочки производственные мощности и товарно-денежные потоки подконтрольных предприятий.
4. Принимает меры по разрешению конфликтов, возникающих между предприятиями, входящими в группу, улаживает конфликты с государственными структурами и с конкурирующими олигархическими группировками, занимается лоббистской деятельностью, осуществляет неформальные контакты с Правительством, Думой, Администрацией Президента, губернаторами.
5. Обеспечивает рентабельную и устойчивую работу ФПГ, создает условия для максимального роста стоимости активов группы.
Рассмотрим роли директора в группе:
а) Лидер.
Однозначно этого человека можно назвать лидером т.к. ни одно принципиальное дело или решение не проходит без его ведома. Каждый знает, что генеральный директор “Русского алюминия” способен решить практически любой вопрос в алюминиевой отрасли. Его нельзя обойти стороной.
б) Связующее звено.
Фактически осуществляет координацию коммуникационных функций всей группы, регулярно встречаясь с представителями всех центров силы в стране.
а) Приемник информации.
Постоянно анализирует мировую конъюнктуру финансовых, валютных, товарных и сырьевых рынков. Анализирует политическую и экономическую информацию, поступающую из стран, входящих в сферу стратегических интересов компании и принимает превентивные меры.
б) Распространитель информации.
Всю полученную извне и обработанную информацию директор доводит до руководителей компаний ФПГ с комментариями и директивными указаниями на еженедельных планерках.
в) Представитель.
Директор сам регулярно посещает и командирует своих подчиненных на предприятия, намеревающиеся вступить в группу и в сторонние организации, посещает выставки, научно-практические и инвестиционные конференции в разных странах.
а) Предприниматель.
Директор ОАО “Русский алюминий” является очень талантливым предпринимателем с инновационным складом ума. Он способен идти против общего течения и очевидных тенденций. Свою карьеру он начал в 24 года, скупая акции Саянского алюминиевого завода, который он и возглавил в 26 лет. С самого начала молодой директор выступил против толлинга, при помощи которого из экономики России выкачивалось не менее 1 млрд. долл. в год. Несмотря на явную ущербность данной позиции, директору удалось привлечь на свою сторону достаточно много влиятельных чиновников Правительства и АП.
Сегодня его империя включает в себя 80% мощностей по производству первичного алюминия в стране и 20% мирового рынка. 70% мощностей для производства глинозема. Такие крупные угледобывающие компании, как Кузбассразрезуголь, Читауголь, Хакасуголь. Автомобильные компании ГАЗ, Павловский автобус, Союзметаллресурс и другие. Совокупная стоимость активов компании “Русский алюминий” составляет около 2 млрд. долларов и значительно вырастет после полного объединения активов компании и её включения в котировочные листы Нью-Йоркской Фондовой биржи.
б) Устраняющий нарушения.
Директор решает все конфликты с Министерством по антимонопольной политике, Генеральной прокуратурой РФ, Правительством в целом и с другими финансово-промышленными группами.
Например, именно благодаря усилиям директора Министерство по антимонопольной политике дало добро на создание нового российского монополиста, на основании того, что львиная доля мощностей корпорации ориентирована на экспорт.
в) Распределитель ресурсов.
Директор определяет, какие именно ресурсы нужны каждому конкретному подконтрольному предприятию и занимается их поиском.
Например, после покупкой группой блокирующего пакета ОАО “ГАЗ” остро встал вопрос получения инвестиций и пополнения оборотных средств. Благодаря высокому личному авторитету директора были получены крупные синдицированные кредиты от консорциума европейских банков, а также кредит от Сбербанка РФ на общую сумму около 1 млрд. долларов. Данные средства были распределены директором в том числе и в адрес ОАО “ГАЗ”.
г) Ведущий переговоры
Руководитель рассматривает стратегические вопросы приобретения новых активов, в том числе и в ходе приватизационных конкурсов и аукционов. Решает финансовые, кадровые вопросы, премирования работников, финансирования товарного запаса.
Директор крупной ФПГ львиную долю своего времени тратит на поддержание и развитие системы межличностных связей, т.к. именно в ней заключен очень серьезный резерв роста компании и в значительной степени, данными связями обусловлена стратегическая безопасность компании. Например, не так давно директор был вынужден провести 3 дня на горнолыжном курорте в Хакасии вместе с президентом РФ. Директор потратил трое суток на контакт, несмотря на то, что не так давно отдыхал.
Значительную часть времени у директора занимают поездки в регионы и инспекция предприятий, входящих в группу. В каждом регионе необходимо провести много времени с губернаторами и партхозактивом региона, т.к. как правило, предприятия группы являются крупнейшими плательщиками соответствующих местных и региональных бюджетов.
Совещания с топ менеджерами приходится проводить прямо в самолетах во время перелетов из одного региона в другой.
Встречаясь с большим количеством людей, принимающих решения, директор постоянно вырабатывает коррективы к стратегии предприятия, принимает решения о покупке или продаже тех, или иных, активов.
Одна из основных обязанностей директора предприятия является принятие управленческих решений. От того насколько правильно и грамотно это решение будет принято, зависит очень многое в жизни почти 150000 человек, работающих на предприятиях группы в разных частях света. Так, директор ОАО “Русский алюминий” является человеком импульсивным, очень многие решения он принимает интуитивно, на основе своих ощущений. Как правило эти ощущения заставляют его разговаривать с подчиненными на повышенных тонах. В тоже время директор имеет два высших образования и хорошо поставленное, алгоритмичное мышление. Это позволяет ему принимать верные долгосрочные решения уже тогда, когда другие предприниматели еще даже не осознают открывшихся конкурентных возможностей.