Примечание – *Сумма процентов от общего числа ответивших не составляет 100%, т.к. часть респондентов указывала несколько вариантов ответов.
Анализ данных показывает, что наблюдается довольно резкая дифференциация ответов строительных организаций с разной численностью занятых относительно факторов, мешающих нормальной работе. Если необеспеченность финансированием отмечена практически одинаковым процентным соотношением респондентов по каждой группе строительных организаций в зависимости от концентрации численности, то по остальным факторам оптимистичнее оценивают складывающуюся ситуацию руководители более крупных организаций.
Важно отметить, что более половины руководителей строительных организаций г. Новосибирска не смогли точно оценить экономическое положение своих организаций, охарактеризовав его как "неопределенное".
Треть считает складывающуюся ситуацию неблагоприятной, и лишь 14% респондентов считают экономическое состояние своих организаций благоприятным. Среди строительных организаций различных видов собственности более оптимистические оценки относительно своего экономического состояния высказали частные организации. Хуже складывается ситуация у арендных организаций. Несколько успешнее, чем мелкие организации (8%),оценивают свое экономическое положение крупные организации (18%).
Исходя из оценки руководителей строительных организаций г. Новосибирска своей хозяйственной деятельности во втором полугодии 2008 года можно отметить следующие наиболее характерные тенденции:
- более половины строительных организаций увеличили физический объем выполняемых строительно-монтажных работ;
- 59% считают, что строительная программа II полугодия соответствует уровню их производственных мощностей;
- 80% повысили стоимость выполняемых строительно-монтажных работ;
- более трети считают, что стоимость строительно-монтажных работ, установившаяся во II полугодии, ниже нормы;
- у половины строительных организаций возросла дебиторская задолженность;
- у 38% ухудшилось финансовое положение.
Принципы, которыми руководствуется предприятие
ООО «Меркурий»:
- это – огромный потенциал;
- это – стабильность и устойчивость;
- это – современные технологии и передовой опыт.
Коллектив ООО «Меркурий» работает по принципу: "Если можешь – шагай впереди века, если не можешь – иди в ногу, но никогда не отставай" – поэтому компания с уверенностью смотрит в будущее.
Анализ стадий функционирования коллектива позволяет сделать следующие выводы.
Коллектив ООО «Меркурий» остановился на стадии «Ближний бой», близок к переходу на стадию «Экспериментирования». Длительное нахождение на стадии «Ближний бой» определено тем, что в 2006 году с приходом в организацию нового начальника транспортного отдела образовалось две неформальные группировки, противостоящие друг другу, что вернуло коллектив со стадии «Зрелость» на стадию «Ближний бой».
Руководитель организации – директор – активно сотрудничает с подчиненными, готов выслушивать их идеи, касающиеся работы организации. Однако эти решения должны быть аргументированные. Взаимоотношения членов коллектива организации в целом сформированы, т.е. фаза адаптации пройдена всеми сотрудниками ООО «Меркурий».
В процессе работы были изучены личности двух сотрудников – главного бухгалтера и менеджера по работе с клиентами. итоги оценки структуры личности (составленные на основе наблюдений и результатов тестов IQ) приведены в приложениях в приложении Б и В.
По результатам оценки главному бухгалтеру можно рекомендовать развивать имеющиеся способности, поскольку человек с таким высоким уровнем интеллекта способен занимать более высокую должность.
Необходимо отметить, что за время работы в ООО «Меркурий» главный бухгалтер окончил ряд специальных курсов; поступил в Сибирский университет потребительской кооперации на факультет менеджмента для получения второго высшего образования.
Сотруднику необходимо добиваться поставленных целей.
Результаты второй оценки менее оптимистичны. Так, менеджер по работе с клиентами ООО «Меркурий» характеризуется высокой степенью напряженности, довольно высокой степенью конфликтности, при этом он более приспособлен к работе с механизмами, чем к работе с людьми. Ему следует сменить место работы, поскольку, подобрав работу под свойства своей личности, он будет приобретать от нее больше удовольствия, что естественно скажется на его характере, преимущественном настроении, на основных свойствах личности.
В процессe исследования была проведена оценка стиля руководства директора и начальника обслуживающего производства. Тест опросника (по А. Егоршину) и ключ к тесту приведены в приложении Г [12, c. 460].
Результаты тестирования представлены в приложении Д.
Так, в соответствии с набранным количеством баллов, стиль руководства директора был оценен очень высоко.
Можно отметить, что он выстроил верную систему управления, направленную на поддержание инициативы подчиненных, являющуюся важным фактором мотивации.
Стиль руководства начальника обслуживающего производства нельзя отнести к безупречному. В соответствии с ключом к тесту А. Егоршина ему следует пройти тренинг по методам управления и коммуникациям.
2.3 Специфика управления ООО «Меркурий»
В обязанности отдела управления персоналом ООО «Меркурий» входят следующие функции:
- определение потребности в кадрах;
- прогнозирование потребности в кадрах;
- подбор кадров;
- прием на работу;
- перевод на другую работу;
- увольнение;
- создание внешнего и внутреннего кадрового резерва;
- организация рабoт по подготовке и повышению квалификации сотрудников;
- организация работ по аттестации кадров;
- планирование и анализ численности сотрудников;
- разработка и корректировка штатного расписания;
- подготовка и оформление трудовых договоров с сотрудниками;
- ведение документации по приему на работу, переводу и увольнению;
- разработка и совершенствование систем оплаты труда;
- разработка положений по системе стимулирования на предприятии;
- контроль за соблюдением функциональных обязанностей;
- анализ и контроль трудовой дисциплины на предприятии;
- оценка мотивированности, лояльности и стратегической информированности персонала;
- организация охраны труда.
Служба управления персоналом призвана обеспечить соответствие качественных и количественных характеристик персонала целям организации. Это один из наиболее важных структурных элементов компании, так как он решает все задачи связанные с формированием и использованием персонала для достижения целей организации.
Оценка персонала является неотъемлемым элементом функционирования организации.
Выделяют три кадровых ситуации оценки персонала: 1) текущая оценка сотрудников; 2) оценка не работающего в организации кандидата, претендующего на вакантную должность; 3) оценка сотрудника организации, претендующего на вакантную должность.