Задание 6. Просклоняйте в единственном и множественном числах следующие имена существительные.
Одеяло, юноша, полведра, спрос, спутник (одушевл.), манжета, полгода, трудность, ястреб, погон, пόдать, робот, растеряха, низина (низкое место).
Запишите не менее десяти существительных, в склонении киторых вы встречаете трудности.
Задание 7.
1) Просклоняйте словосочетания «причастие+существительное», отчетливо выговаривая слова.
Разволновавшееся море, кочующее племя, всем надоевшее поучение, неприемлемое предложение.
2) Составьте текст. Введите в него следующие пары слов.
Взволновано – взволнованно, напряжено – напряженно, осмыслено – осмысленно, сковано, расковано – скованно, раскованно, осознано – осознанно.
Объясните значение и образование как первых, так и вторых.
Задание 8. Постройте схему сочетаемости слов:
А) глагола описывать и отглагольного существительного описание; разговаривать и разговор, родиться и рождение;
Б) существительного внимание и образованного от него прилагательного внимательный; грязь и грязный; студент и студенческий.
Образец схематического изображения сочетаемости
→ на чем?
→ куда?
Ехать → откуда?
→ с какой целью?
→ где?
→ как?
Этапы подготовки выступления
Задание 9. Составьте рабочий план выступления на одну из предложенных ниже тем, подберите материал к ней, напишите свое выступление (минуты на 2-3), запомните и произнесите его.
1) Хочу и могу ли я стать лидером? (Каким я представляю себе лидера?)
2) Чему я хотел бы научиться?
3) Хорошая и плохая реклама по телевидению.
4) Книги, которые я перерос.
5) Мое отношение к детективной литературе.
Задание 10. Прослушайте любое публичное выступление. Составьте устный рассказ о нем. Укажите, что вам известно об ораторе (занятия, взгляды, авторитетность и т. д.), о его слушателях. Опишите позу, жесты, выражение лица оратора. Сделайте вывод об их выразительности и уместности.
Задание 11. Прочитайте названия лекций, предложенных слушателям центрального лектория города N. Используя материалы таблицы, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.
В этом году наш лекторий предлагает вам посетить следующие лекции.
· Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.
· Мы снова вместе.
· Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.
· В. А. Петрицкий – ученый, библиофил, организатор библиофильства.
· Применение нового операционного исчисления.
· Современное православие и интеллигенция.
· Осенняя подготовка почвы.
· Загадка Шекспира.
· С Пушкиным навек.
Лекции читают ведущие специалисты города!
Время проведения лекций: последний вторник каждого месяца, 18.00.
Мы ждем вас в нашем лектории!
название должно |
название не должно |
быть ясным, четким, кратким; отражать содержание выступления (по названию выступления можно предположить, о чем пойдет речь); привлекать внимание слушателей |
содержать общих формулировок; быть длинным и наукообразным |
Задание 12. Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:
1. Что значит сейчас быть хорошим менеджером?
2. Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.
3. Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?
4. Каждому студенту – достойную стипендию!
5. Наш факультет – лучший в университете!
Задание 13. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис.
1. Светится… лестница
При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу.
2. За борт!
Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, з20 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И все это не считая выливаемых в воду масла и топлива.
3. «Бюрократическая» живопись
Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выполненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почетными.
Задание 14. Подготовьте краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).
Логика и композиция ораторского выступления
Задание 15. Попробуйте, используя доводы к этосу, построить свою речь в следующей ситуации: вы рекомендуете начальнику взять на работу нового сотрудника.
Подсказка. Опишите несомненные достоинства рекомендуемого сотрудника, его моральные и профессиональные качества. Укажите на выгоды от привлечения такого человека к работе в компании.
Задание 16. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.
Подсказка. Начните рассуждение с вопроса о сущности посредничества. Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции. Посредничество – это такой способ обогащения, когда не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль. Подвергните это определение сомнению. В заключении приведите свое определение посредничества.
Задание 17. Опираясь на эвристическое предписание «Как описать событие», опишите как можно короче и образнее одно из последних событий, которое вызвало у вас интерес: