рефераты по менеджменту

Риторика как наука убеждения

Страница
3

Можно и не ставить слово «друг» В кавычки. Можно ли с помощью Карнеги получить настоящего друга или нельзя - другая проблема для нас важно вот что. Если вы хотите получить от человека информацию, вы должны забыть о том, что хотите ему понравиться, что должны быть ему симпатичны. Не то что вам необходимо непременно быть противным и отвратительным для своего собеседника - просто вы должны действовать в иной системе координат. Не думать о своей приятности - неприятности. Ваша стрела должна поразить другую цель.

Короче говоря: приступая к беседе, вы должны думать не о том, понравитесь вы собеседнику или нет, но о том, как получить от него информацию.

В некоторых случаях (мы еще, разумеется, поговорим о них) необходимо собеседнику понравиться. О'кей! Но даже в этих случаях желание понравиться, желание соответствовать не должно быть самоцелью.

Человек, который хочет получить ответ на свой вопрос, всегда должен быть ведущим.

Хоть на телевидении, хоть в магазине, хоть на улице, хоть в беседе с любимой девушкой, - ведущим.

Вести беседу должен он.

Ведущий интервью - человек, который ставит целью получение информации от своего собеседника и выстраивает беседу так, чтобы добиться этой цели.

Мы еще поговорим о том, как стать ведущим и как сделать это так, чтобы не раздражать собеседника. Пока же ограничимся выводом: беседу должны вести вы и разговор должен проистекать так, как вам кажется правильным.

Карнеги же предлагает вариант, как стать ведомым. Ведомый человек - человек несвободный. Несвободный человек, как мы уже говорили, тоже может получать информацию. Но эта самая несвобода будет ему очень мешать.

И последнее, что касается Карнеги. Последнее, но очень важное и имеющее к теме нашего разговора непосредственное отношение.

Критики Карнеги ругают его за то, что он превращает людей в манипуляторов. Возьмите любую книгу, посвященную проблемам общения, и вы непременно найдете размышления о том, что все люди делятся на манипуляторов и актуализаторов.

Это настолько важные понятия в теории межличностных отношений, что вовсе проигнорировать разговор об этом невозможно. А вдруг придется в какой-нибудь компании обсуждать проблемы общения, а Вы - да-да, я к Вам обращаюсь - и знать ничего не знаете про актуализаторов и манипуляторов. Нехорошо.

Поэтому попробуем быстро в этом разобраться.

Если верить психологам, актуализаторы - люди чрезвычайно хорошие.

Ссылаясь на психолога Абрахама Маслоу, Эверетт Шостром восторгается активизаторами! Теми, «кто живет полной жизнью; более полной, чем средний индивид. Речь идет не о судьбе, не о везении, а об умении использовать свой внутренний потенциал».

Чудо что за человек актуализатор! Его основные характеристики: честность . жизненаполненность . свобода . Они - хозяева жизни, субъекты . Доверие . Глубоко верят в других и в себя…

Ну просто не люди, а подарок судьбы! Немедленно хочется стать актуализатором, тем более что у манипуляторов (слово-то какое мерзкое!) характеристики просто-таки отвратительные: ложь . Ломают комедию . Не осознают действительного значения жизни . Закрытость . Цинизм . Не доверяют человеческой природе вообще.

В общем, кошмарный ужас и ужасный кошмар. Читаем дальше: «Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели. Он старается, пыхтит, карабкается вверх, но по уже освоенным горам».

Красиво . Правда, возникает одно «но». Все это имеет довольно опосредованное отношение к общению и вовсе никакого - к умению брать интервью.

Лживый человек или честный, живет ли он полной жизнью или пустой, ощущает он себя хозяином жизни или нет - все это не имеет никакого отношения к тому, научится ли он брать интервью или нет.

Потому что умение брать интервью, как мы уже говорили, - это ремесло, такое же, как, к примеру, сколачивать табуретки или водить машину. Никого ведь не волнует, хороший человек Шумахер или плохой, однако машину он водит как Бог…

Вообще, общение ради удовольствия и общение, которое ведется для достижения какой-либо цели, - столь же похожи друг на друга, как футболист и шахматист. И тот и другой - спортсмены, а вот поди ж ты…

То, что ужасно для общения, может быть сносно и даже прекрасно для тех, кто берет интервью.

Например, протоиерей Михаил Дронов пишет, критикуя Карнеги: «Новый образ жизни», к которому призывает Карнеги, - это жизнь, лишенная глубокого личностного общения людей, жизнь, наполненная бесконечным рассчитыванием каждого своего шага для того, чтобы скрыть свои подлинные цели и незаметно для окружающих превратить их в послушных исполнителей своей воли».

Ужасная картина! «Превратить их в послушных исполнителей своей воли». Просто фашизм какой-то!

Но разве автор любой книги, тот же Михаил Дронов, не хочет заставить людей думать так, как думает? Если нет такой цели, зачем писать книги? Разве любой лектор не хочет заставить слушателей подчиниться себе? Разве любой из нас, желая получить от другого что-то - хоть информацию, хоть деньги в долг, хоть какое-то признание, - не хочет заставить его исполнить свою волю? И если общение с человеком имеет для нас некую цель, разве не хотим мы заставить его добиться этой цели?

Возражения типа: «Нет, не хотим заставить, хотим научить, помочь сделать осознанный выбор и так далее» от лукавого. Это спор о терминах.

Я счел необходимым заговорить об актуализаторах и манипуляторах еще и для того, чтобы сами эти термины вас не пугали. Чтобы, читая, скажем, Карнеги - споря с ним или соглашаясь: это Ваш - лично Ваш - выбор, Вы точно понимали бы, о чем идет речь, и отдавали бы себе твердый отчет в том, что каждый из нас и манипулятор, и актуализатор одновременно.

Любой человек, вступающий в общение, имеющее конкретную цель, - МАНИПУЛЯТОР в том смысле, что он хочет добиться от своего собеседника определенной цели.

Любой человек, вступающий в общение, имеющее конкретную цель, - АКТУAJIИ3АТОР в том смысле, что он добивается этого путем активизации собственных сил, умений, разума и проч., и проч.

Ошибка Карнеги - на мой субъективный взгляд не в том, что он превращает человека в манипулятора, а в том, что эти манипуляции направлены не на то.

Мне кажется, не стоит бояться того очевидного факта, что каждый из нас манипулирует другими людьми. Это факт, часть нашей жизни. Без этого современному человеку прожить невозможно.

Задача состоит в том, чтобы делать это правильно, то есть иметь возможность получить от человека то, что вам необходимо, таким образом, чтобы не задеть человеческого достоинства вашего собеседника.

Цель - получить информацию.

Способы достижения цели должны быть таковы, чтобы, с одной стороны, не унизить себя, не уронить собственного достоинства, не потерять своей свободы. А с другой - не унизить своего собеседника, постараться не расстаться с ним врагами.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту