Важную роль в обеспечении финансовой реструктуризации играет организация непрерывного финансового планирования и контроля с указанием сроков поступления заказов и наступления времени оплаты за сырье, материалы, выплат по кредиторской задолженности, сроки погашения задолженности.
Чтобы упрочить финансовое положение предприятия, целесообразно также в процессе финансового планирования, регулирования предусмотреть:
ü снижение издержек производства за счет переориентации с зарубежных поставщиков сырья, полуфабрикатов и комплектующих на отечественных производителей;
ü оптимизацию внутренних поставок с точки зрения качества, себестоимости и транспортных расходов;
ü резкое сокращение персонала, урезание социальных, представительских и иных непроизводственных расходов;
ü устранение дисбаланса доходов и расходов по видам деятельности и подразделениям; продаж и производства; между плановыми заданиями по производству и фактическим производством;
ü концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях бизнеса;
ü продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
ü продажу незавершенного производства, излишков оборудования, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
ü детальное планирование капитального строительства;
ü ужесточение процедуры взыскания дебиторской задолженности;
ü регулярное проведение инвентаризации на предприятии.
Исключительное значение для функционирования и развития современной фирмы имеет наличие и четкое функционирование информационной системы, в которую входят: информационные потоки, технические средства их обработки, накопления и хранения, специалисты по наладке и эксплуатации системы, программные продукты. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации во многом зависит эффективность управления.
С внедрением современной информационной системы появляется возможность реорганизации деятельности многих служб (бухгалтерия, конструкторский, технический отдел и т.п.). Эти подразделения освободятся от выполнения рутинной работы по оформлению документов, проведению расчетов и пр.
Наличие информационной системы облегчает создание банка данных, который представляет собой комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопления информации в банке данных (БД), ее обновление, корректировку и использование.
В БД включаются также архивы, содержащие справочный и статистический материал за длительный промежуток времени по подразделениям и фирме в целом.
Основные требования к банкам данных: возможность интеграции баз данных подразделений при сохранении целостности каждой из них; независимость, минимальная избыточность хранящейся информации и способность при необходимости к расширению.
Важным условием эффективного функционирования БД является обеспечение защиты данных от несанкционированного доступа или случайного уничтожения хранящихся данных.
Использование современных автоматизированных информационных систем позволяет решить следующие задачи:
ü повысить уровень планирования и анализа эффективности, маркетинговых, сбытовых и др. коммерческих операций, финансово-хозяйственной деятельности и пр.;
ü повысить уровень управляемости и надежности работы;
ü обеспечить эффективное и согласованное взаимодействие между подразделениями;
ü освободить время для интеллектуального труда.
В условиях XXI века с учетом степени готовности и финансовых возможностей организаций будут использоваться:
1. Полномасштабные и полнофункциональные корпоративные системы, охватывающие весь комплекс функций (производственных, научных, маркетинговых, управленческих и т.п.), которые потребуют, помимо колоссальных финансовых затрат, перестройки мышления и процедур деятельности сотрудников организации.
Цель комплексных систем – обеспечить информацию о проектируемых, протекающих и завершенных хозяйственных процессах по цепочке: идея хозяйственной деятельности, далее – планирование хозяйственной деятельности, обеспечение по бизнес-плану ресурсами (материальными, трудовыми и т.д.), контроль над реализацией самого производственного процесса и по завершении – анализ производственно-хозяйственной деятельности организации.
2. Многофункциональные программные технологии на базе единого информационного пространства для сложившихся структур управления высокодоходных фирм.
3. Модули и системы, автоматизирующие отдельные участки работы, например, бухучет, начисление зарплаты и т.п., которые создаются для небольших предприятий с простой системой и процедурами.
Переход предприятий и организаций на рельсы рыночной экономики выявил ряд существенных проблем, осложняющих этот процесс:
ü моральное и физическое старение оборудования и технологий;
ü недостаточная подготовленность системы календарного и операционно-производственного планирования к новым условиям работы;
ü изменение требований к качеству и оформлению цен на продукцию;
ü изменение требований к организации работы с персоналом и т.п.
Поэтому важно достаточно оперативно произвести модернизацию и обновление производственной и технологической базы предприятий.
Важную роль в производственной реструктуризации играет реструктуризация производственной базы фирмы, которая предполагает осуществление следующих мер:
ü слияние однотипных производств;
ü ликвидация убыточных производств;
ü внедрение универсальных сборочных приспособлений, обеспечивающих оперативную переналадку оборудования на выпуск новых видов продукции;
ü внедрение групповой технологии, обеспечивающей производство на одном оборудовании различных близких по технологическим характеристикам изделий;
ü реализация неиспользуемого оборудования, что освобождает производственные площади предприятия для производств нужной на рынке продукции;
ü списание или продажа оборудования, не соответствующего требованиям стандартов и уровню качества продукции;
ü сдача непрофильного оборудования в аренду на площадях предприятия.
Важным звеном организационно-производственной реструктуризации является управление персоналом.
Концепция реструктуризации системы управления персоналом включает: разработку методов формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам преобразованной организации, целей, функций, организационной структуры, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, технологии руководства.
Одной из задач, которые встанут перед кадровыми работниками, является разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.