Развитие рыночной экономики в России привело к появлению новых хозяйствующих субъектов, значительная часть которых так и не смогла адаптироваться к новым условиям работы. Большое количество (свыше 30%) промышленных и транспортных предприятий страны – убыточны и малопривлекательны для зарубежных инвесторов.
Отсюда важность реструктуризации предприятий и фирм, которая представляет собой процесс разработки и внедрения структурных изменений в их деятельность, обеспечивающих повышение эффективности их работы.
Разница в деятельности предприятий, работающих по старым методам, реструктуризированных предприятий и передовых организаций, деятельность которых направлена на перспективу, можно видеть из таблицы 28.1.
Таблица 28.1
Нереструктуризованные предприятия |
Реструктуризованные предприятия |
Предприятия, ориентированные на будущее |
1. Работа по старым сложившимся методам, не вносят коренных изменений в стратегию и тактику деятельности. |
1. Работа по современным методам, меняя стратегию и тактику деятельности. |
1. Работа по новым тенденциям развития науки, техники, бизнеса в перспективе. |
2. Пассивное отношение к использованию современных методов работы. |
2. Энергичная деятельность по внедрению современных методов работы. |
2. Работа на опережение, на разработку и реализацию принципиально новых методов работы. |
3. Постоянная борьба против импорта и его замена внутри страны. |
3. Энергичная работа по современным способам завоевания рынка и работа с потребителями и клиентами внутри страны и за ее пределами. |
3. Поиск и внедрение принципиально новых методов работы с потребителями (клиентами) в РФ и за рубежом, агрессивная стратегия маркетинга направлена на расширение рынка и за счет зарубежных стран. |
4. Финансовая политика социалистического типа, недовольство правительством в плане лишения оборотных средств. |
4. Современная финансовая политика, направленная на увеличение оборотных средств, современные методы финансового планирования и бюджетирование, развитие внутреннего хозрасчета. | |
5. Стандартные социалистические способы работы с персоналом, недовольство «совковым» менталитетом кадров. Работа по традиционной номенклатуре продукции с небольшой корректировкой с учетом новых потребностей номенклатуры и качества продукции, использование в основном устаревшего оборудования, техники и технологий, ориентация на серийное и крупносерийное производство. |
5. Проведение реорганизации работы с персоналом, создание команды единомышленников, опора на высококвалифицированные кадры, установление конструктивной работы с акционерами. Работа по новой номенклатуре продукции с усилением внимания к качеству, сертификации в соответствии с требованиями потребителей. Расширение использования новой техники, оборудования и авангардных технологий, ориентация на мелкосерийных и индивидуальных потребителей. |
5. Развитие работы с персоналом, повышение уровня корпоративной купьтуры развития команд единомышленников, усиление мотивации персонала на основе использования национальной идеи внутри организации. |
6. Использование локальной автоматизации производственных и управленческих процессов в организации (бухучет, учетные операции). |
6. Использование локальной автоматизации производственных и управленческих процессов и создание корпоративных интегрированных информационных систем. |
6. Широкое внедрение корпоративных и интегральных информационных систем, работающих в режиме реального времени. |
Реструктуризация имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый связан с формированием органами государственной власти и управления необходимой нормативно-правовой базы преобразований и проведением ими активной текущей политики в этой области.
Важнейшее значение имеет внутренний аспект реструктуризации хозяйствующих субъектов, связанный непосредственно с деятельностью самих предприятий.
В настоящее время выделяются следующие основные направления реструктуризации фирм, исходящие из новой стратегии развития:
ü рационализация структуры и методов управления;
ü совершенствование системы маркетинга и сбыта;
ü оздоровление финансового состояния;
ü повышение эффективности материально-технического обеспечения;
ü оптимизация организационно-производственной структуры;
ü создание современной информационной системы фирмы.
До середины XX столетия «погоду» в экономике определяли гигантские предприятия, на которых работали десятки тысяч человек. В нашей стране это знакомые всем ЗИЛ, ВАЗ и пр.
Изменения в технологии производства, автоматизация и компьютеризация большинства процессов привели к тому, что они все меньше и меньше могут обеспечить необходимый уровень производства. И наоборот, средние и мелкие фирмы в значительной мере укрепляют свои позиции.
Так, мелкие и мельчайшие фирмы, как показывает опыт, обеспечивают работой от 45–50% до 75% (в Японии) трудоспособного населения страны. Кроме того, такие фирмы образуют тот фундамент экономики, на котором развиваются средние и крупные корпорации, дающие львиную долю выпуска продукции каждой страны мира.
Мелкие и мельчайшие фирмы наиболее оперативно занимают пустующие ниши на рынке. Устоять в конкурентной борьбе таким фирмам помогает:
ü динамичность, способность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с меняющимися потребностями рынка;
ü возможность гарантировать высокое качество работы при небольшой численности персонала.
Средним фирмам, в отличие от мелких и мельчайших, чтобы устоять на рынке, целесообразно придерживаться следующих вариантов развития:
ü ориентации на проектирование и изготовление новых изделий;
ü ориентация на высокотехнологичную продукцию с небольшим объемом производства (не заинтересовывающем крупные фирмы), учитывающую интересы узкого круга потребителей;
ü диверсификации, т.е. опора, наряду с основной работой, на иные, более прибыльные в данный период виды деятельности для обеспечения развития фирмы;