Доходы по обычным видам деятельности
По сравнению с 2007 годом рост доходов составил 1 306 млн. рублей в основном за счет услуг местной телефонной связи, внутризоновой связи, передачи данных и доступа в Интернет, услуг присоединения и пропуска трафика.
В 2008 году доходы от оказания услуг местной телефонной связи абонентам – физическим лицам составили 11 393 млн. рублей (2007 год –11 350 млн. рублей). Доходы от предоставления местных телефонных соединений и предоставления в пользование абонентской линии абонентам – юридическим лицам составили 2 500 млн. рублей (2007 год – 2 481 млн. рублей). Структура доходов ОАО «Центр Телеком» представлена на рис. 3
Рис.3 Структура доходов компании в 2007-2008 гг
Расходы по обычным видам деятельности
Увеличение расходов по обычным видам деятельности в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило 2 377 млн. рублей.
Уменьшение расходов на оплату труда обусловлено сокращением численности персонала, проводимого компанией в рамках реализации программы оптимизации численности персонала. Уменьшение материальных затрат обусловлено проводимыми в ОАО «ЦентрТелеком» мероприятиями по оптимизации расходов и реструктуризации бизнес-процессов.
Увеличение расходов по услугам сторонних организаций обусловлено в основном увеличением расходов на обслуживание таксофонов в рамках проекта внедрения механизма универсального обслуживания на территории регионов Центрального Федерального округа РФ и оптимизацией бизнес-процессов компании.
Увеличение расходов по арендной плате обусловлено ростом лизинговых платежей, связанных также с реализацией компанией проекта универсального обслуживания на территории регионов Центрального Федерального округа РФ. В соответствии с действующим российским законодательством данные расходы будут в дальнейшем компенсированы за счет отчислений из Фонда универсального обслуживания.
В 2008 году на основании произведенного расчета в составе прочих доходов ОАО «Центр-Телеком» отражены подлежащие возмещению убытки, причиненные оказанием услуг универсальной связи. Правильность расчета размера убытков, подлежащих возмещению от оказания универсальных услуг связи подлежит подтверждению независимой аудиторской организацией ООО «РСМ Топ-Аудит» (лицензия от 01 августа 2003 года № Е 004827). В 2008 году из Резерва универсального обслуживания фактически получено возмещение убытков:
› по услугам текущего года – 885 млн. рублей (в 2007 году –37 млн. рублей);
› по услугам предшествующего года – 36 млн. рублей (в 2007 году – 0,172 млн. рублей).
Увеличение прочих расходов в 2008 году по сравнению с 2007 годом на сумму 1 567 млн. рублей произошло в основном за счет переоценки задолженности по кредитным договорам ОАО «Центр-Телеком», выраженным в иностранной валюте, создания резерва под снижение стоимости Oracle E-Business Suite. [7]
Структура расходов ОАО «Центр Телеком» представлена на рис. 4
Рис.4 Структура расходов компании в 2007-2008 гг.
Прибыль
В 2008 году прибыль от продаж снизилась на 12,7 % (в сравнении с 2007 годом) и составила 7 364 млн. рублей. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 2 585 млн. рублей по сравнению с 3 635 млн. рублей в 2006 году.
Основные результаты деятельности компании в 2008 г. и задачи на 2009 – 2013 годы
1.4 Анализ финансового состояния ОАО «ЦентрТелеком»
Анализ ликвидности баланса за 2008 год
Анализ ликвидности баланса заключается в сопоставлении активов, сгруппированных в зависимости от степени превращения в денежные средства и пассивов, сгруппированных в зависимости от срока исполнения обязательств.
Группировка активов в зависимости от степени ликвидности
А1 – наиболее ликвидные активы, А1 = 1 392 млн. руб.;
А2 – быстро реализуемые активы, А2 = 916 млн. руб.;
А3 – медленно реализуемые активы, А3 = 3199 млн. руб.;
А4 – трудно реализуемые активы, А4 = 42208 млн. руб.
Группировка пассивов в зависимости от срока погашения обязательств
П1 – наиболее срочные обязательства, П1 = 4684 млн. руб.;
П2 – краткосрочные пассивы, П2 = 571 млн. руб.;
П3 – долгосрочные пассивы, П3 = 19228 млн. руб.;
П4 – постоянные пассивы, П4 = 17509 млн. руб.
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, а предприятие платёжеспособным, если выполняются следующие условия: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4.
Анализ ликвидности баланса ОАО «Центр Телеком» за 2008 г., млн. руб.
А1 |
1 392 |
< |
П1 |
4684 |
А2 |
916 |
> |
П2 |
571 |
А3 |
3199 |
< |
П3 |
19228 |
А4 |
42208 |
> |
П4 |
17509 |
Таким образом, баланс предприятия нельзя признать абсолютно ликвидным в связи с тем, что наиболее ликвидные активы не покрывают кредиторскую задолженность, размер запасов и дебиторской задолженности в 6 раз меньше долгосрочных обязательств, а величина основного капитала больше собственных средств компании.
На основании только лишь анализа ликвидности баланса нельзя сделать вывод о платёжеспособности компании, поэтому необходимо рассчитать относительные показатели платёжеспособности, результаты расчёта которых представлены в табл. 2
Таблица 2
Динамика показателей платёжеспособности ОАО «Центр Телеком» за 2007-2008 гг.
Показатель |
Норматив |
Величина на начало периода |
Величина на конец периода |
Относительное изменение |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 |
0,203 |
0,119 |
-0,084 |
2. Коэффициент срочной ликвидности |
0,5 - 0,6 |
0,435 |
0,347 |
-0,088 |
3. Коэффициент текущей ликвидности |
1 - 2 |
0,613 |
0,500 |
-0,113 |
4. Чистый оборотный капитал, млн. руб. |
увеличение показателя |
-4 036 |
-5 844 |
-1808 |