Наиболее мощным конкурентом является СП «Совиталпродмаш» (объем товарной продукции в 2000 г. - 53,1 млн. руб., среднесписочная численность - 1375 человек, краткосрочная и долгосрочная задолженность - 40 млн. руб.). Его производственные мощности являются менее изношенными. Недостаточные мощности инструментального хозяйства для перехода на новые виды изделий и зависимость от зарубежных поставок сырья и комплектующих стали серьезной проблемой для этого предприятия. Екатеринбургский завод «Торгмаш» имеет сильные позиции в районах Сибири и Дальнего Востока, так как там отсутствуют заводы, выпускающие ТХО. Однако в последнее время произошло насыщение этих рынков торгово-холодильным оборудованием из Южной Кореи. Кроме того, «Торгмаш» выпускает ограниченную номенклатуру изделий ТХО, что сужает возможности маневра и увеличивает риск возникновения проблем. По производству витрин конкуренцию могут составить завод «Торгмаш», г. Люберцы и СП «Совиталпродмаш», г. Волжск.
Рынок ТХО в Европейской части России испытывает значительное давление со стороны западных поставщиков оборудования. ТХО зарубежных производителей может быть упорядоченно по признакам снижения качества и цены:
1. Оборудование из Германии
2. Оборудование из Франции, Скандинавии, Великобритании;
3. Оборудование из Италии;
4. Оборудование из Польши, Турции и др.
ТХО АНПО «Марихолодмаш» занимает положение между 3 и 4 местом в указанном списке, так как по показателям качества оно превосходит польское оборудование и находится на уровне итальянского, а цены на него на 30-40% ниже цен итальянского оборудования. Наиболее сильные позиции по реализации ТХО на российском рынке занимает польское оборудование.
Однако, выпускаемая продукция АНПО «Марихолодмаш» и сервис по ее обслуживанию уже сегодня по ряду показателей превышает соответствующие показатели зарубежных аналогов.
Так, срок гарантии исправной работы оборудования АНПО «Марихолодмаш» составляет 2 года, а зарубежные - 1 год, температура окружающей среды, в которой может нормально работать оборудование АНПО «Марихолодмаш» - +32 С, а зарубежное - +25 С.
Цена на ТХО АНПО «Марихолодмаш» ниже цены зарубежного оборудования. Причем, следует учесть, что на ввозимое из-за рубежа ТХО не взимается НДС, а с продаж аналогичного российского оборудования НДС выплачивается, что создает неравные условия конкуренции.
Таблица 3. Характеристика продукции АНПО «Марихолодмаш» в
сравнении с зарубежными аналогами
Наименование показателя |
Значение показателя |
Внешний вид, дизайн |
Среднеевропейский уровень |
Послепродажное обслуживание |
Развитая сеть сервисных центров - около 150 центров по России |
Гарантия |
2 года (западные - 1 год) |
Температура окружающей среды |
+32 С (западные+25 С) |
Потребление энергии |
Сравнимо с западными (устанавливаются компрессора западных фирм) |
Патенты |
Все оборудование запатентовано |
В результате привлечения к разработке дизайна ТХО одной из лучших групп специалистов в России (группа «Новый дизайн») удалось достигнуть средне-европейского уровня дизайна планируемого к выпуску оборудования по проекту. На проведение этих работ АНПО «Марихолодмаш» затратил 87 тыс. руб. Широкая гамма торгово-холодильного оборудования АНПО «Марихолодмаш» создает высокий уровень ее диверсификации, что в конечном итоге снижает коммерческие риски в деятельности предприятия.
АНПО «Марихолодмаш» имеет развитую сбытовую сеть по всей территории России и в странах СНГ, состоящую из более 100 торговых представительств. Организацию сбыта на самом предприятии осуществляет коммерческо-сбытовой отдел, организационно состоящий из финансово-сбытовой группы и участка отгрузки готовой продукции. Задача финансово-сбытовой группы заключается в работе с покупателями продукции по выставлению счетов, отслеживанию поступлений средств за продукцию, выписка товарно-транспортных документов на отгрузку продукции и произведение отгрузки с последующей передачей отгрузочных документов в подразделение отгрузки готовой продукции и бухгалтерию. Реализация продукции производится как непосредственно потребителям, так и через сеть посредников, расположенных во всех регионах России, СНГ и Прибалтики. Кроме того, в городе Йошкар-Ола предприятие имеет свой торговый дом, реализующий продукцию предприятия.
Существующая система сбыта АНПО «Марихолодмаш», обеспечит реализацию продукции как существующего, так и вновь вводимого производства. Для сбалансированности выпуска и продаж продукции АНПО «Марихолодмаш» имеет необходимый объем складских помещений. Осуществление инвестиций в рамках настоящего проекта в систему сбыта не планируются. Текущие торгово-сбытовые издержки непосредственно завода при реализации проекта составят около 150 млн. руб. в год.
Предлагаемая фокус-группой стратегия предприятия в области маркетинга сбыта продукции заключается в следующем:
1) переход в результате реализации проекта на выпуск более качественной продукции, превышающей по своим показателям аналогичную продукцию стран Восточной Европы и не уступающей итальянскому оборудованию;
2) осуществление более тесной привязки к АНПО «Марихолодмаш» сбытовых и обслуживающих центров с целью большего влияния на их деятельность по улучшению продвижения продукции на рынках и ее обслуживание;
3) внедрение на предприятии системы управления продажами, обеспечивающей необходимую динамику денежных потоков за счет оптимального сочетания следующих факторов:
-реструктуризации системы производства и сбыта продукции, позволяющей эффективно вести бюджетирование деятельности как предприятия, так и центров сбыта и обслуживания;
-проведение на этапе внедрения новой продукции на рынке активной политики маркетинга;
- управление скидками в цене при ускоренной инкассации;
- управление уровнем дебиторской задолженности;
-реализация процедур оценки риска неплатежеспособности покупателей и выработка политики продаж;
-управление объемами, сроками и обеспечением коммерческих кредитов, обеспечивающих рост прибыли и др.
Для предприятия, стремящегося к выходу на рынок с новой продукцией, установление приемлемой цены имеет ключевое значение для успеха. При назначении цены на продукцию АНПО «Марихолодмаш» до настоящего времени использовал затратный метод, основанный на прибавлении к затратам, соответствующим плановому уровню выпуска, фиксируемой надбавки, определяемой желаемым уровнем рентабельности.