Создание обстановки взаимопонимания (25 мин).
Обсудить проблему конкурентоспособности предприятия АНПО «Марихолодмаш» и его продукции по сравнению с основными конкурентами для выявления причин уменьшения доли рынка и выбора необходимых маркетинговых мероприятий. Для этого предлагается провести почтовый опрос потребителей.
Пояснить цель исследования.
Общие вопросы о проблеме конкурентоспособности предприятия АНПО «Марихолодмаш» и его продукции по сравнению с основными конкурентами (25 мин):
какой набор характеристик торгово-холодильного оборудования (ТХО) принимают во внимание потребители при покупке оборудования;
степень соответствия характеристик оборудования характеристикам «идеального» изделия.
Анализ характеристик ТХО
источники получения информации о ТХО;
приверженность производителю - АНПО «Марихолодмаш»;
ранг характеристики оборудования по степени влияния на решение о покупке;
определение конкурентоспособности продукции по отношению к «идеальному» изделию;
какие параметры имеющегося у потребителей торгового холодильного оборудования;
пожелания и замечания относительно продукции АНПО «Марихолодмаш».
4. Предложения по повышению конкурентоспособности ТХО АНПО «Марихолодмаш».
Бюджет фокус-группы.
Таблица 1.
Показатели |
Стоимость, руб. |
1. Стоимость аренды |
1200 |
2. Затраты по использованию технических средств |
1500 |
3. Оплата участников фокус-группы |
4500 |
Итого |
7200 |
Аналитическая разработка моделятора по результатам фокус-группы
Состав фокус-группы.
Фокус-группа формируется из 9 экспертов:
начальник отдела продаж
начальник отдела информационных систем
начальник отдела снабжения
начальник службы сервиса
маркетолог – 3 чел.
заместитель директора по науке и техническому развитию
начальник бюро по стандартизации и сертификации.
Дискуссией руководит арбитр-моделятор, который является начальником отдела маркетинга и рекламы АНПО «Марихолодмаш».
Рассмотрим требования, предъявляемые к участникам фокус-группы. Эксперты должны быть интеллектуально развиты, обладать критическим складом ума, высокой степенью любознательности; получать удовлетворение от хорошо выполненной работы. При выполнении задания они должны быть полностью поглощены им. Обладать цельностью натуры, развитым чувством ответственности; реально оценивать свои слабые и сильные стороны; эмоционально выдержаны. Одинаково ровно, с чувством собственного достоинства держаться как с вышестоящими, так и с рядовыми членами коллектива. Проявленное чувство юмора в безвыходной ситуации - один из самых высоких показателей творческой культуры человека, в том числе и менеджера. Основным требованием является обладание творческим, инициативным подходом к работе, проявление изобретательности и разносторонности.
Перечисленные требования достаточно разнообразны и высоки. Все лучшие качества работника - общечеловеческие, личностные, профессиональные, социальные, нравственные учитываются при работе группы. В целом можно сделать вывод, что выделенные работники психологически совместимы между собой и с другими работниками предприятия.
Цель исследования:
– оценить параметры имеющегося у предприятия торгового холодильного оборудования;
- выработать управленческое решение по проблеме повышения уровня конкурентоспособности продукции предприятия.
В настоящее время спрос на холодильные шкафы, витрины и прилавки небольших объемов в России составляет 150-200 тыс. единиц в год. Потребности рынка обеспечены на 70%, в том числе за счет отечественных производителей 20-25%, зарубежных - 75-80%. Доля АНПО «Марихолодмаш» в общероссийском производстве холодильных шкафов, витрин и прилавков составляет 70%, 70% 80% соответственно.
Конечными потребителями производимой и планируемой к выпуску продукции АНПО «Марихолодмаш» являются предприятия торговли, общественного питания, оптовые рынки и др., работа с которыми ведется как напрямую, так и через сеть представительств АНПО «Марихолодмаш» в России и СНГ.
Наиболее емким сегментом рынка являются магазины с площадью 300-500 кв. м. Следует отметить, что данный сегмент создает спрос на более качественное оборудование с улучшенным дизайном. ТХО АНПО «Марихолодмаш» будет удовлетворять этим требованиям.
Дополнительным преимуществом продукции АНПО »Марихолодмаш» является то, что предприятие имеет развитую сеть службы сервиса, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Спрос на продукцию АНПО «Марихолодмаш» имеет сезонность (зима - 20% от годового объема продаж, весна - 30%, лето - 30% и осень - 20%).
Основными конкурентами АНПО «Марихолодмаш» среди российских производителей ТХО являются:
- по холодильным шкафам - завод «Торгмаш», г. Екатеринбург и СП «Совиталпродмаш», г. Волжск;
- по холодильным витринам - завод «Торгмаш», г. Люберцы и СП «Совиталпродмаш», г. Волжск;
- по прилавкам - многочисленные малые и средние предприятия, осуществляющие комплектную поставку оборудования.
Продукция АНПО «Марихолодмаш» не уступает лучшим зарубежным образцам, а по ряду показателей - даже превосходить их.
Продукция западных фирм - конкурентов АНПО «Марихолодмаш» - составляет сегодня 80% от всего продаваемого ТХО на российских рынках. В основном это поставки из Польши и Италии. Годовой объем легального и нелегального импорта ТХО в Россию превышает 100 тыс. единиц.
Основные конкуренты АНПО «Марихолодмаш» по отдельным видам ТХО приведены в таблице 2.
Таблица 2. Конкуренты АНПО «Марихолодмаш»
Продукция |
Продукция конкурентов | ||
АНПО «Марихолодмаш» |
«Торгмаш», г. Екатеринбург |
«Совитал-продмаш», г. Волжск |
«Торгмаш», г. Люберцы |
Шкафы холодильные |
+ |
+ | |
Витрины холодильные |
+ |
+ |
+ |
Прилавки |
+ |